«Я родом не из детства - из войны…»

Время стремительно идет вперед. Великая Отечественная война уже стала историей. Шестьдесят пять лет назад отгремели ее последние залпы.

Что мы знаем о войне? Мы, шестнадцатилетние, жующие «Сникерсы» и «Марсы», разбирающиеся в компьютерах и марках автомобилей, спешащие в школу, секцию, кружок, на дискотеку. Ведь это было так давно, больше полувека прошло с тех пор!

Я не видела войны, не помнят ее и мои родители, но по рассказам ветеранов, по книгам и фильмам мы знаем немало о событиях тех лет.

«Война»- страшное слово. С этим словом рушились мечты и надежды людей. Война громила все на своем пути, беспощадно уносила человеческие жизни. Миллионы погибших и раненых, сотни разрушенных городов и деревень - такой след в истории оставили эти страшные дни. Но ужаснее всего, я считаю, что война не пощадила даже детей:

Я из детства ушел не как все,

А шагнул через пламя взрыва.

Война и детство – несовместимые понятия, как несовместимы смех и слезы, горе и счастье, жизнь и смерть.

Трудно представить себе состояние ребятишек, на глазах у которых убивало отца или мать, бабушку и сестру. Никакими словами не выразить те нечеловеческие испытания, что непосильным грузом легли на хрупкие детские плечи.

Из книг я узнала об ужасной судьбе детей блокадного Ленинграда.

Щели в саду вырыты,

Не горят огни.

Питерские сироты,-

Писала о них Анна Андреевна Ахматова.

Я читала, что в блокаду суточная норма хлеба на взрослого человека была 250 граммов, на ребенка – 125 граммов. Дети – ленинградцы голодали, мерзли, умирали, пророй даже за школьной партой:

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла…

Так писал поэт Юрий Воронов, сам ребенком переживший блокаду.

Ребятишки оставались порою один на один со своим горем: родители отдавали им последний кусочек хлеба, поэтому умирали первыми:

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти.

В глазах расширенных истома,

И щеки – белые как мел.

- Где твоя мама мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, скажи?

-Сгорел.

На уроках истории я узнала о судьбах блокадных ленинградцев, а потом прочла книгу Даниила Гранина «Ленинградская блокада» и была потрясена рассказом о жизни Тани Савичевой, потерявшей за очень короткое время всю семью. Она вела дневник, в котором отмечала, кто умирал и за кем. Жутко читать: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня». Девочку вывезли из Ленинграда, но спасти уже не смогли – полная дистрофия организма.

Тех детей, которых чудом эвакуировали из взятого в кольцо города, отправляли на Урал, в Сибирь.

Некоторые не могли ходить, их несли на носилках. Многие долгое время не разговаривали. По ночам ребятишек преследовали кошмары, они кричали, в который раз заново переживая свое горе.

В блокадных днях

Мы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Нам в сорок третьем

Выдали медали.

И только в сорок пятом –

Паспорта.

Наверное, нет такой семьи, которой не коснулась бы война. Из рассказов мамы я знаю, что мои прадедушка Николай Андреевич Попов и прабабушка Антонина Степановна Аникеева в годы войны работали в Челябинске на эвакуированном из Сталинграда тракторном заводе – делали танки. На заводе они познакомились и вскоре поженились. С этим местом связана их трудовая жизнь. Прадедушка прошел путь от рядового токаря до начальника конструкторского отдела. Они рассказывали о том, что в войну рядом со взрослыми в цехах трудились дети. Чтобы ребята могли дотянуться до станков, им под ноги ставили деревянные ящики. По двенадцать – четырнадцать часов простаивали подростки за станками для того, чтобы их отцы и братья скорее вернулись домой. «Все для фронта, все для Победы!» - этот лозунг стал для них девизом жизни.

Война, словно черная птица, принесла на своих крыльях горе и лишения в каждую семью. Она распорядилась судьбами миллионов людей.

Я родом не из детства – из войны,

И, может, потому незащищенней

Сердца фронтовиков обожжены,

А у меня – шершавые ладони.

Я родом не их детства – из войны,

Прости меня, в том нет моей вины.

Великая Отечественная война стала суровым испытанием и для взрослых, и для детей. И все они с честью пережили тяготы военного лихолетья, совершив подвиги во имя Родины, во имя будущего. Сегодня мы, школьники, учимся у старшего поколения стойкости, мужеству, патриотизму и мечтаем о том, чтобы никогда не повторились кровавые страницы истории, чтобы дети, которым жить в будущем, не знали горя, смерти, голода, войны.

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она как сила нам нужна.

Демченкова Анна
школа шк. №110, г.Трехгорный
8 июня 2011 г.