Рассказ бабушки о деде

(на фотографии дед слева)

Это нужно не мёртвым, это нужно живым.

Сыновья, стали старше вы павших отцов.

Потому, что на марше любой из бойцов,

Потому, что привалы годам не даны,

Вы о нас, сыновья, забывать не должны.

Не чернила, а кровь запеклась на земле,

Где писала любовь свою повесть в седле.

Этой повести строки поныне красны,

Вы о нас, сыновья забывать не должны.

Всё, что мы защищали, и вам защищать.

Всё, что мы завещали, и вам завещать,

Потому, что свобода не знает цены,

Вы о нас, сыновья забывать не должны.

Будьте долгу верны, добрым думам верны.

Р. Гамзатов

«Равнение – на подвиг!» – зовёт страна, наша духовная родина.

Великий день! Мы так его назвали.

Пред ним стеною дым пороховой;

Над пеплом, гарью, грудами развалин

Им поднят стяг победы боевой.

И там, где бились воины простые,

Размашисты, суровы, горячи,

Победа распростёрла золотые

Прямые незакатные лучи.

А. Прокофьев

Пришла пора рассказать о Котрачеве Владимире Яковлевиче, который с 15.02.1942 по 04.02.1949 (а его рождение 16.08.1925) служил в рядах Советской Армии, закончил службу в г. Вена в составе оккупационных войск (19-й район Вены): был демобилизован из-за ранений и болезни домой, в г. Челябинск, инвалидом Отечественной войны, но начал сразу же работать (пенсия составляла 12руб. 50 коп.) счетоводом на стройке; путём самообразования и курсовой подготовки поднялся до должности главного бухгалтера строительно-монтажного управления, проработал им 27 лет (умер в январе 1981 года).

Дед имеет 10 боевых наград, прополз и пропрыгал с парашютом пол-Европы (он – гвардии старший сержант, ветеран 8(107) Гвардейской ордена Суворова 2 степени Первомайской воздушно-десантной дивизии).

Но самые дорогие для него награды: орден Славы 3 степени (№ ордена 429165), медаль за отвагу (№ 3230350), которыми награждаются бойцы за личную отвагу в боях с врагом (см. Орденскую личную книжку А. № 959454)

Медаль за взятие Вены (А. № 140242)

Сейчас трудно представить, что в ходе боёв за Вену в течение месяца 45 года (март - апрель), после упорных уличных боёв (был приказ сохранить прекрасную Вену, так что артиллерия, самолёты не могли активно помочь сражающимся) войска 3-го и 2-го Украинских фронтов разгромили 11 танковых дивизий немцев, в том числе 6-ю танковую дивизию СС, взяли в плен более 130 тысяч солдат и офицеров противника, уничтожили и захватили 1345 танков и самоходных орудий, 2250 полевых орудий и много другого военного имущества!

Честней нет победы, чем ваша победа,

Нет в мире дороже и лучше побед.

Ценней нет заслуги, мудрей нет завета,

Чем та, что вы дали потомкам на век!

Жизнь продолжается. С золотой медалью дед закончил школу рабочей молодёжи (ШРМ № 19), начал учиться в Челябинском Политехническом институте (1961-1963), но с 3 курса учёбу оставил по состоянию здоровья, а работать продолжал.

Вот уже 70-е годы 20 века. Сохранилось письмо деда в газету «Комсомольская правда». Мы не знаем, отправил ли его дед а редакцию, но содержание интересно. Предлагаю его.

Дорогая «Комсомольская правда»! В номере от 25 марта 1977 года вы поместили беседу с маршалом Советского Союза тов. Василевским А.М. о годе победы. Действительно, часто в последнее время печать запада стала восхвалять «мужество и рыцарство» солдат немецко-фашистской армии.

Ложь ведь это. Если есть совесть у солдат фашистской армии, они сами опротестуют эту ложь.

В 1945 году уже зрелым 19-летним гвардии старшим сержантом, командиром взвода парашютистов, я с товарищами начал (по возвращении из Югославии) прорыв у озера Балатон в Венгрии. Прорыв мы начали в марте 1945 года, а трупы наших советских солдат, павших ещё в январе-феврале 1945 года (солдат 4-ой гвардейской армии) убраны не были. Мы такой бессовестности не допускали. Погибший есть погибший, труп – не противник.

В начале апреля 1945 года взвод 356 гв. ВДСП (бывшей 27-ой гвардейской ВД бригады) вышел на территорию Австрии, к Вене. Был случай, когда из тыла наших войск вырывалась вражеская дивизия от Балатона. Мой взвод был в головной походной заставе, был хорошо вооружён и мы обстреляли «дивизию»; 39 парашютистов (мы были в пешем строю) так растрепали эту дивизию, что в Вене из неё вырвалась лишь ¼ часть. Остались пленные, много, мы их сдали подошедшим подразделениям армии Глаголева.

Запомнилось лишь, как на бруствере дорожной канавы сидел почти мой ровесник, мальчик из фольксштурма, и плакал. Он потёр до крови ноги, и наши советские солдаты, только что выдержавшие неравный бой, давали ему свои пакеты для перевязки ног, а пулемётчик Петренко украинец, 1903 года рождения, даже дал ему поесть. О какой «мести» может идти речь? О каком мужестве немецко-фашистской армии можно писать?

Может быть, в начале войны, пользуясь нашим миролюбием, фашистам и удалось напакостить моей Родине, но временная пакость, её иначе не назовёшь.

Как солдат я со всей ответственностью заявляю, что никто из нас не тронул безоружного фашиста, мы свято берегли культурные ценности Австрии, Венгрии и близкой нам Чехословакии.

Моё письмо – лишь подтверждение ответов очень любимого войсками маршала т. Василевского А.М.

При возможности – прошу передать товарищу маршалу моё глубокое к нему уважение.

Инвалид ВО войны, гв. Ст. сержант Котрачев Владимир Яковлевич.

Вас не согнули никакие беды,

И славить вечно вся земля должна

Простых людей, которым за Победу

Все б звёзды перелить на ордена!

Вдова Котрачева Лариса Михайловна. Май 2011.

Котрачев Виталий Викторович
7 июня 2011 г.