Летопись мужества

Янтурин Хабибрахман Байтурович –

боевой офицер, командир танка в боевые грозовые…

1922 – 2006 гг, проживал в д. Кулужбаево

Кунашакского района Челябинской области.

После войны получил высшее образование – учитель истории,

ветеран войны и педагогического труда.

ЛЕТОПИСЬ МУЖЕСТВА

Он жил среди нас, этот обыкновенный человек наших обычных будней. Девятнадцать лет ему исполнилось, когда он умел уже не только стрелять, но и попадать в самое сердце немца. Он рано потерял родителей. Природа одарила всем этого юношу. В нем рано проснулся дар организатора: он работал и секретарем райкома комсомола, директором школы, заведующим районным отделом образования. С малых лет его влекло широкое океанское раздолье, где человек меряется со стихией волей и выдержкой своими.

Были у него мечты, но не сбылись… разрушенные, как и миллионы других молодых мечтаний, вторжением фашистских громил. Казалось, это было только вчера. Вместе с мальчишками бегал учиться в школу, зачитывался книгами о войне, хотел стать учителем, а вот сейчас сам на войне дерется с фашистами. Как быстро в военное время растут и мужают!

Все у него было: и первая встреча с врагом, и первая рана, и первое новое рождение. Это похоже на экзамен, на грозный экзамен, где экзаменаторами – жизнь и смерть. Рано закончилась юность у поколения русской молодежи времен Великой Отечественной войны. Родина поставила их в самое горячее место боя и приказала стоять насмерть. Хабибрахман Байтурович, когда началась война, окончил ускоренный курс военного училища и получил звание – младший лейтенант танковых войск, после чего ушёл на фронт командиром танка. Это было в 1942 году.

Когда появились первые немцы, он сразу повзрослел на несколько лет. И вот наступает первый военный урок – первый бой с завоевателями, покорившими пол-Европы. Молодые парни вместе с командиром мужественно сражаются с врагом. Кто бы узнал теперь в молодом и строгом командире Хабибрахмана. Ответственность за судьбу страны легла на его плечи.

Трещали автоматы, гулко рвались мины и снаряды. Много полегло товарищей.

- Огонь! – Это тебе за Родину!

Отбив и эту атаку, советские танкисты сами пошли вперёд. С каждым днём росло воинское мастерство Хабибрахмана.

Идут месяцы, годы. Меняет Хабибрахман танки: один… второй… третий. Хоть танки доставались не новые, а отремонтированные после военных действий, но уверенно и смело шли наши танкисты вперед. Затряслась земля, задрожали враги, когда пошли наши танки в бой. Железный, могучий советский танк. Проволоку рвет как нитки. Деревья и брёвна, словно спички ломает. За тяжелой прочной бронёй сидят наши танкисты и бьют по врагам. Много повидал наш герой Хабибрахман танков, где хранились следы крови воинов.

Война… помню зимний вьюжный день. На стене висел плакат: «что ты сделал для победы?» К стене подошёл человек в солдатской шинели. Мне показалось, что он разглядывает плакат. Я подошёл ближе и увидел, что у человека нет глаз: свои глаза он отдал победе… (И.Эренбург)

Люди жертвовали всем. Какие же чувства ведут бойцов вперед? Конечно же, чувство патриотизма и любви к Родине. Наши танки были везде – они прошли в тыл врага, они разгромили немецкие обозы, они позволили пехоте расширить плацдарм, они видели всю меру народного горя. Три раза стояла смерть рядом с Хабибрахманом, но трижды он оставался жить. Выжить, чтобы жить. Наверное, жило в нем страстное желание не один раз умереть, не один раз подарить свою жизнь Родине, а несколько раз, и в этом смысле хочется жить дольше, чтобы часто иметь возможность дарить себя Отчизне целиком и каждый раз, поразив врага, спасаться самому.

С фронта на фронт, с одного края страны на другой бросала военная судьба солдата. Война закалила мужество и стойкость молодого воина. Простой солдат войны, делая своё ратное дело, не думал о наградах. Он просто воевал, как тысячи, миллионы советских людей. Командир Янтурин смело ведёт своих танкистов в жаркие бои, которые своими стремительными атаками и прочной обороной громят танковые дивизии врага, очищая родную землю.

«Во время сильных боёв, где была задействована танковая дивизия, загорелся танк, командиром которого был мой дедушка, - вспоминает внучка Хабибрахмана Байтуровича. Офицер, его и ещё двоих, вынес на руках. Двоих, которых вынесли первыми, прислонили к стене, и на неё попал снаряд. А дедушку прислонили к дереву, и он остался жив. Дедушка попал в госпиталь с тяжелыми ранениями: оторвало икры одной ноги».

Вернулся он после длительного лечения в 1945 году инвалидом второй группы. В весеннее утро, 1945 года, несмотря на дождь, когда солнце освещает землю, по кунашакской земле идет военный человек в шинели на костылях, а на груди – орден Отечественной войны второй степени. Боец был молод, с обычным солдатским лицом, обдутым ветром, обмытым дождями и высушенным зноем, и со свежими, ясными глазами. Должно быть, крепкая душа была у этого бойца – Хабибрахмана, если ранения и долгая тягость войны ещё не истомили его.

Ему чуть больше двадцати. Этого человека необычайной воинской доблести, участника многих жестоких боев, по его вдумчивому, спокойному приветливому лицу, по мягкому и сосредоточенному взгляду, даже по голосу – легче вообразить сельским учителем. Так оно и случилось. Всю жизнь посвятил себя школе. Закончил исторический факультет ЧГПИ.

И начинается другая жизнь – мирная, но требующая выдержки и терпения.

Хабибрахмана Байтуровича по зову партии, куда только не направляли. Любил он свою работу, был предан ей. Везде успевал побывать: на пленуме в районе, в области, и активную деятельность вёл в совхозе - пропагандистом работал, и детей учил. Поэтому высоко ценили его работу - награждали грамотами и подарками. Трудна роль школьного учителя, но у Хабибрахмана Байтуровича получалось всё хорошо. Как учитель он был очень интересным собеседником. Хорошо знал историю не только из книг, но и из личного опыта. Уроки его проходили очень интересно, увлечённо слушали его дети. Кроме основной профессиональной деятельности Хабибрахман Байтурович был активным организатором художественной самодеятельности. Школа была единственным культурным центром в д. Кулужбаево, поэтому педагогический коллектив школы давал концерты и ставил спектакли для односельчан. Школа помогала и колхозу косить сено. Как в бою, так и в труде он всегда был впереди и таким хранит его память современников.

Воспоминания

Шагеева Мунира Ахметьяновича.

(Уроженец д. Султанаево, ветеран педагогического труда,

входит в категорию «труженик тыла»)

Хабибрахман Байтурович старше меня на 7 лет, мы росли в одной дружной маленькой деревне.

Однажды, я учился на учительских курсах в с. Кунашак, утром в мрачный дождливый день весны 1945 г. иду на занятия и вдруг вижу – идет навстречу военный в шинели на костылях, на груди орден Отечественной войны 2 степени. Подошёл поближе – это же Хабибрахман – агай. На занятия я уже не пошёл, повел его к бабушке, у которой я проживал. На другой день так же шёл дождь. Хабибрахман – агай ночевал у нас 2 ночи, т.к. не мог никак уехать в Султанаево, потом прояснилось и, я его проводил домой в Султанаево, он сумел как-то уехать.

Когда началась война, он окончил ускоренный курс военного училища и получил звание - младший лейтенант танковых войск, после чего ушёл на фронт командиром танка в 1942 г.

Мы долго с ним общались, он много рассказывал о том, через что ему пришлось пройти, но я уже не могу всё вспомнить. Помню только один эпизод:

Хабибрахман – агай на фронте случайно встретился с дальним родственником Шах – агаем, который тоже был танкистом, офицером. Они очень обрадовались, что встретились – земляки ведь. Хотели поговорить, а старший по званию Шах-агая торопит, тот хочет побыть с земляком, старший выхватил оружие, стал угрожать, а Шах-агай тоже выхватил оружие. Вот такая вот встреча на фронте была… А Шах-агай с войны не вернулся, погиб.

Отец Хабибрахман – агая Янтурин Байтура участник японской войны 1904-1905 гг, он имел свою кузницу, кроме того занимался ремонтом обуви, вместо гвоздей он изготавливал деревянные палочки, которыми ловко пользовался.

Брат Байтуры Файзрахман имел свою мельницу, сам смастерил её, состоящую из большого количества шестерёнок. Мы, дети не могли крутить её, не хватало сил. Файзрахман со своей женой Нагимой и растили Хабибрахмана Байтуровича, т.к. тот рано остался без отца и без матери.

Хамдиниса - сестра Байтуры была замужем. Её сын Салимов Анвар потерял зрение. Его звали слепым музыкантом – играл на скрипке, а затем на баяне.

Д. Султанаево расположено у озера, поэтому мы в основном кормились рыбой и, конечно, картошкой. На рыбалку я ходил с Хабибрахманом Байтуровичем. На двух лодках выплывали и протягивали сеть - рыжовку, затем с двух сторон подгоняли рыбу к сетям с помощью палок, на конце которых крепили изогнутые железки. Это было уже в послевоенное время, мы работали учителями в начальной Султанаевской школе, время было голодное, учителям выписывали овес (8 кг в месяц), из которого варили кисель и ели с молоком.

Мой отец, Иштимиров Ахметьян, будучи председателем колхоза «Коммуна» поддерживал молодого Хабибрахмана - выписывал ему зерно (1-2 кг, наверное), когда тот учился в Кулужбаево в школе крестьянской молодёжи (ШКМ), ходил туда пешком, я слышал, что учился он хорошо, старательный был.

В последствии Хабибрахман Байтурович окончил педагогическое училище и исторический факультет Челябинского педагогического института.

После войны он работал секретарём комсомольской организации некоторое время, затем работал директором в некоторых школах района и заведующим районным отдела образования.

Из детских воспоминаний

внучки Янтуриной Альбины Руслановны о дедушке

Янтурине Хабибрахмане Байтуровиче.

Дедушка редко рассказывал о войне, а, может быть, мы не просили его об этом…

Помню, он рассказывал о трёх эпизодах, когда он чудом выжил:

- Подъехала полевая кухня с обедом, все бойцы подошли с посудой, мой дедушка тоже подошёл, но у него не оказалось с собой ложки и котелка, он вернулся в расположение группы, в это время случилось прямое попадание снаряда туда, где была кухня. Это было очень страшно, наверное...

- Когда с победой продвигались на запад наши войска, их встречали местные жители с молоком, которое разливали бойцам в их кружки, все были рады и с удовольствием пили это молоко, а оно оказалось отравленным. Погибли однополчане, а мой дедушка не пил молоко…

загорелся танк, командиром которого был мой дедушка – офицер, его и ещё двоих вынесли на руках. Двоих, которых вынесли первыми, прислонили к какой-то стене, и на неё попал снаряд. А дедушку прислонили к дереву, и он остался жив с тяжелым ранением: оторвало икры одной ноги. И он вернулся после длительного лечения в 1945 году инвалидом II группы…

Пролог.

Приближается праздник, в котором сплелись воедино торжество и скорбь. Найдется ли семья, где некого будет вспомнить 9 мая?

Великая отечественная война – одна из печальных, но, в то же время, знаменательных страниц в истории нашей страны.

Эта война, как и любая другая, постучав в каждый дом, унесла миллионы человеческих жизней. Многие матери лишились сыновей, жены потеряли мужей, дети остались сиротами. Но, несмотря на большие потери, русский народ сумел отстоять свободу и независимость своего Отечества, наголову разгромил сильного и коварного врага и внес тем самым решающий вклад в избавление человечества от угрозы фашистского порабощения.

Подвиг народа в минувшей войне – это подвиг воинов армии и флота, подвиг тружеников тыла, то есть всех, кто с волей и усердием верил в победу. Каждый из них прилагал максимум усилий для того, чтобы их дети и внуки жили мирно и счастливо, не видя ужасов войны. Этих людей по праву можно назвать героями. Все они дружно встали на защиту Родины, но не все вернулись домой. Это совсем не значит, что их забыли. Напротив их помнят.

«Никто не забыт, ничто не забыто!». Таков девиз, под которым в нашей стране идет большая работа по изучению и увековечению подвигов участников Великой Отечественной войны.

Мы обязаны этому человеку тем, что все мы сегодня живем в независимой стране, каждый день смотрим на сияющее солнце, мирное голубое небо. Всеобщее уважение нужно прививаться каждому ребенку с детства.

Уважать ветеранов - значит уважать самого себя, каждый из нас должен понимать эту простую истину. Каждый год к нам снова приходит победная весна. Но те, кто уже никогда не увидят праздничного салюта - не состарятся в нашей памяти.

Они вечно останутся молодыми. Победа не стареет.

Для нас они - вечно живые!

коллективная работа: Кутасина Ф.Н., Янтурина А.С.- учителя, Мухарамов М.Р. - ученик
школа МОУ "кунашакская СОШ"
7 июня 2011 г.