Кто-то родом из детства, а я - из войны...

В Саратове горны трубили,

На Каме горели костры.

А мы в оккупации были,

Подростки военной поры…

Галина Беднова

65 лет назад закончилась Великая Отечественная война. Много горя принесла она нашему народу: разрушенные города и деревни, сожженные и вытоптанные леса и луга, невозделанные, неухоженные поля и миллионы загубленных человеческих жизней. Но для меня самое страшное на войне – это украденное детство. Самое страшное – это испуганные, совершенно не детские глаза ребенка. Самое страшное – это ожидание смерти в этих глазах.

Дети военного времени... Дети и война... Какое страшное, несочетаемое сочетание слов... Сколько детских судеб сломала война, сколько детских жизней она отняла.

В нашем селе живет Тамара Николаевна Банишевская. Детство ее закончилось в 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Тогда она была уже достаточно большая, чтобы запомнить все ужасы, выпавшие на ее долю.

Родилась Тамара Николаевна в Курской области в 1929 году, там ее семью и застала война. Село, в котором они жили, заняли немцы, и весь ужас жизни на оккупированной территории она испытала на себе. Отец, Захаров Николай Васильевич, ушел на фронт в первые дни войны, больше дети его не видели. А мама, как могла, старалась прокормить детей: меняла вещи на продукты, шила на заказ. Маленькая Тамара тоже не сидела без дела. Мать отдала ее в домработницы к учительнице школы, которую открыли в соседнем селе немцы. Девочка кормила поросят, кур, доила корову, прибирала в доме, смотрела за двумя маленькими детьми учительницы. Кроме того, ей приходилось работать и в школе: топить печь, носить воду, делать уборку. За работу ей не платили, давали немного еды и все. А вот учиться ей не пришлось, так как немцы считали, что русским достаточно научиться читать, писать, немного считать, то есть школа была начальная, а Тамара Николаевна до войны успела закончить 5 классов.

Много детских жизней сгубила война, не обошла стороной и семью Захаровых. Старший брат Тамары Николаевны, Валентин, отказался работать на фашистов. Его схватили, били, хотели повесить. На все пойдет мать ради спасения своего ребенка, и каким-то чудом ей удалось выкупить сына. Валентин исчез из села, никто не говорил, где он, но дети догадывались, что брат в партизанах. А когда Красная Армия прогнала ненадолго немцев, Валентин приехал в село на танке, в обмундировании, с винтовкой, быстро попрощался с матерью, братьями и сестрами и уехал, не оставив даже номера танковой части. Как оказалось, уехал навсегда. Он погиб в сражении под Прохоровкой. А было ему всего 16 лет. Младший брат Тамары Николаевны, Станислав, погиб от разрыва бомбы. Сестра Нина сильно простыла, заболела и тоже умерла, ведь больница в селе не работала, и обратиться за помощью было не к кому. Страшно представить, что чувствовали дети, видя смерть близких людей. Но у двенадцатилетней девочки страха смерти не было, она не верила, что останется жива, она считала, что это только вопрос времени, и она тоже обязательно погибнет. Рассказывая это, прожившая долгую жизнь Тамара Николаевна не может сдержать слез, а тогда она почти не плакала, слез не было.

Что пережили люди, оставшиеся на оккупированной территории, рассказывать можно долго. Про это написано много книг, сняты художественные и документальные фильмы, но совершенно особенные чувства испытываешь, слушая человека, знающего все не по книгам и фильмам, а испытавшего на себе все тяготы оккупации. По словам Тамары Николаевны, очень страшно было, когда в село заходили эсесовцы, всех выгоняли из домов, и люди не знали, какая участь ждет их. Поэтому при приближении немцев жители собирали узелки и уходили в пустые животноводческие фермы или в соседние деревни. Возвращаясь, находили разрушенные или сожженные дома, разобранные колодцы. За водой приходилось ходить более километра на роднички. Люди не могли даже посадить огород: не было ни семян, ни воды. Страшно было еще и потому, что село находилось между железной и шоссейной дорогой, ведущей на Белгород и Харьков. Дороги часто бомбили то с одной, то с другой стороны, и было невыносимо трудно жить под бомбами и снарядами. Над головой постоянно пролетали самолеты. От разрыва бомб гудела земля, а по ночам от огня близких сражений было сплошное зарево.

Тогда же во время войны Тамара Николаевна узнала, что есть такие люди – предатели. Для девочки это было страшное потрясение. В то время, когда вся страна борется с захватчиками, когда народ не жалеет своих сил и жизни ради победы, когда даже дети испытывают жгучую ненависть к фашистам, есть люди, которые ради сохранения своей жизни предают Родину, свой народ. Был и в их селе такой человек. Это староста Круглов. По его доносу избили плетками шесть девушек-комсомолок, брата Тамары Николаевны, Валентина, посадили в тюрьму, многих девушек угнали в Германию. Сколько несчастья принес жителям села этот человек! Никогда не получит он прощения выживших и погибших!

Я слушаю Тамару Николаевну и пытаюсь представить, как тяжело было людям во время Великой Отечественной войны. Вдвойне тяжело пришлось детям. Тамара Николаевна выжила, в 1943 году, когда село освободили наши войска, она снова пошла в школу. Потом работала и продолжала учиться в вечерней школе. Закончила 10 классов, Алма-Атинский Государственный сельхозинститут по специальности ученый агроном, много лет отдала она работе на полях, преподавала в школе и сельхозтеникуме биологию, была директором одного из колхозов. Война – это страшно, но она помогла когда-то маленькой девочке полюбить жизнь, ценить жизнь, стремиться в этой жизни к лучшему. И сейчас Тамара Николаевна живет полной жизнью. Она возглавляет Совет ветеранов Каракульского поселения, является участницей Каракульского народного хора, охотно приходит в школу побеседовать с нами, учениками. Рассказы Тамары Николаевны всегда яркие, эмоциональные, и все они – частичка истории нашей Родины, истории, которую мы узнаем не из книг, а пока еще из уст людей, переживших войну. Я слушаю Тамару Николаевну и понимаю, что слова «дети и война» должны и дальше оставаться несочетаемыми. Нужно сделать все, что в наших силах, чтобы у детей не отнимали детство взрывы снарядов и бомб, чтобы зарево пожарищ не пугало их по ночам, чтобы в глазах детей не было ожидания смерти.

Тышова Дарья Дмитриевна
школа МОУ Каракульская СОШ
7 июня 2011 г.