Дети Великого времени

Правда и память, слитые воедино - страницы этого рассказа. Суровая правда, горькая память. Тут искренняя исповедь и мудрая проповедь.

А память о войне – живая боль, она велит беречь и защищать мир. Война для людей длилась 1418 дней и ночей. Каждый день мы теряли 14 тысяч 104 соотечественников. Каждый час погибало 588 человек, каждую минуту-10человек, каждые 6 секунд уносили человеческую жизнь. 20 миллионов – вот наши потери. Страшно даже подумать! Вообразите чувства каждого в его предсмертные минуты.

«Память народа - громадная книга, где записано все»,- говорит Леонов. Это судьба десятков и сотен тысяч детей. О таких судьбах и о своей судьбе рассказывает уважаемый нами ветеран М.А.Шагеев.

Когда началась война, мне не было еще полных 12 лет. Я собирался в 5 класс Кулужбаевской семилетней школы.мой отец – Иштимиров Ахмедьян, по специальности шофер, тогда работал председателем маленького колхоза «Коммуна», состоящего из двух деревень: Султанаева и Ново-Казакбаева. Началась всеобщая мобилизация на фронт. Отец призывался в июле 1941 года во второй команде. В семье мы остались пятеро: моя мать – Фатима, бабушка – Хатира, я и мои сестренка и братик. Отца отправили на Дальний Восток, который участвовал на войне против японских империалистов в августе-сентябре 1945 года. У моего деда Шагея было четверо сыновей, которые все ушли на фронт, а вернулись двое. Один сын погиб в Венгрии, а другой – в Польше. На попечении деда и бабушки остались пятеро детей, погибших сыновей и снохи. Они жили тогда в деревне Ямантаева.

Я учился в Кулужбаевской семилетней школе до конца марта 1944 года. А в апреле нас оставшихся распустили из за голода, а семилетку превратили в начальную школу. Все ушли на сбор колосьев для пропитания. Я стал, как все мои ровесники работать разнорабочим в колхозе. В деревне остались одни старики, женщины, подростки и малые дети. Нам, подросткам, приходилось вместе со стариками сеять зерно вручную из лукошки, полоть сорняки в поле, косить сено вручную, возить на волокушах сено, вязать снопы с матерями, подвозить их к гумно, молотить зерно «цепами» или конной молотилкой, позже на комбайне «Коммунар». На конной тяге всю зиму на полевом стане. Намолоченное зерно до весны веяли лопатой, встав против или сбоку ветра, круглой сеткой на подвесе или сортировали «триером» вручную. Питались лишь картошкой, похлёбкой, молоком, если у кого была корова. Весной и осенью собирали колосья за 5-10 километров и разные съедобные растения и корни.

В колхозе было два колесных трактора на железных шпорах и один комбайн «Коммунар» на конной тяге. В домах не было электричества, как сейчас, а были только керосиновые лампы с пузырем стеклянным или и того не было. Дрова заготовляли круглый год и возили из леса на ручных санках. Ходили круглый год в ватных фуфайках и «сарыках», то есть самодельной кожаной обуви или литых резиновых чунях. Приходилось есть и дохлую конину.

Многие отцы, братья не вернулись с войны, а похоронки приходили ежемесячно, а то и еженедельно. Многие дети остались и выросли сиротами. Вообщем , тяжело вспоминать те тяжелейшие военные годы.

И послевоенные годы были тоже тяжелыми. Короче говоря, не было у нас радостного детства и юношества. Можно сказать, что вся жизнь нашего поколения прошла в борьбе за выживание.

С осени 1944 до весны 1945 года я учился в Кунашаке на семимесячных учительских курсах для начальных классов и назначен учителем в Казакбаевскую начальную школу. До призыва в Советскую армию, то есть до осени 1949 года, меня как молодого, холостого направляли то в одну, то в другую школу: Зырянкульскую, Тюляковскую, Султанаевскую школы.

С 1949 по 1952 годы служил в рядах Советской Армии в Белоруссии. Был командиром отделения где окончил годичную вечернюю дивизионную партийную школу. Был отличником боевой и политической подготовки. Вернулся из армии в начале ноября 1952 года.

Меня в конце этого же года пригласили работать в аппарате Буринского РК КПСС в качестве инструктора. Всю жизнь учебу пришлось совмещать с работой. Заочно окончил педучилище и Челябинский пединститут по специальности учителя истории. Женился в 1952 году после армии на учительнице начальных классов Диляфруз Камаловне, родом из Троицка.

Приходилось работать там, куда посылали: рядовым учителем, завучем, директором Кулужбаевской семилетней, Карабольской, Куяшской, Урукульской средних школ. Председателем Кульмяковского сельсовета, инструктором Кунашакского РК КПСС и секретарем парткома Куяшского совхоза.

На пенсию ушел по возрасту в 1989 году. С 1989 года возглавлял районный башкирско-татарский национальный центр и Курултай башкир до 2007 года. С супругой вырастили шестерых детей, которые живут самостоятельно. У нас двенадцать внуков и двенадцать правнуков. Из шестерых детей четверо имеют высшее образование, один – среднеспециально, один – среднее.

Имею две правительственных, семь юбилейных памятных медалей, множество почетных грамот от разных районных и областных ведомств, два почетных звания: «Заслуженный работник культуры республики Башкортостан» и «Почетный гражданин Кунашакского района»

Память – одно из важнейших свойств бытия. Память - преодоление смерти. Беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, заботам – это наша первостепенная задача. Память – наше богатство.

Биографические данные ветерана Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов (труженика тыла) и педагогического труда Шагеева Мунира Ахмедьяновича, с 1929 года рождения.

Кутасина Флюра Насретдиновна
школа учитель МОУ "Урукульская СОШ" Кунашакского района Челябинской области
26 мая 2011 г.