«Дети войны. Воспоминания.»

Моей бабушке Свете, когда началась война, было всего 2 года, а её сестре Нине – 6 лет. Поэтому многое я узнал именно от бабушки Нины.

Семья Кузьминых, где росли две замечательные дочки, а родители работали на заводе имени Сталина ( ЗиС), жила в Москве, в небольшой коммунальной квартире. Когда началась война, отец семейства, Кузьмин Василий Кузьмич, был эвакуирован с заводом на Урал, в Миасс. А его жена Юлия Александровна с дочками добиралась туда же очень долго, в пути испытав немало трудностей. Бабушка рассказывала, что в Москве она, почти не умеющая говорить, быстро поняла значение завывания сирен и спрашивала: «Бомбят? Бомбят?». Ещё мне рассказали, что когда они плыли по Волге на пароходе, то тоже были налёты вражеских самолётов и бомбы взрывались очень близко. Тогда все прятались в трюме и ждали, что будет: ударит в корабль бомба или их путь продолжится.

Какое-то время семье пришлось пожить в небольшом городке Муром. Там девочки заболели малярией. Но Света, моя бабушка, вылечилась очень быстро, а вот Нина болела долго. Обе сестры до сих пор помнят вкус хины – очень-очень горького лекарства от малярии. Бабушка Нина рассказывала: «Я чувствовала, что начинается приступ малярии. Выходила на крыльцо, на солнцепёк, заворачивалась в какую-нибудь тёплую вещь и, стуча зубами, пережидала приступ…»

Когда семья соединилась в Миассе, им выделили комнату в бараке. Жильем его назвать было с большой натяжкой: стены напоминали плетень, через многочисленные щели можно было наблюдать за всем, что делалось на улице. Печку топить постоянно было нельзя, поэтому девочки забирались на полати, чем-нибудь укрывались и в обнимку засыпали – так теплее. Их мама часто не могла достучаться, чтобы ей открыли дверь, несколько раз приходилось даже выбивать стекло в форточке.

В 1943 году тяжело заболел мой прадед, отец бабушки. Он работал на заводе технологом-литейщиком. Работа очень тяжелая, но фронту нужна была продукция завода, поэтому прадед часто оставался на заводе, не приходя домой по несколько суток. Организм, ослабленный тяжёлой работой и очень скудным питанием, не смог справиться с болезнью. И девочки 4 и 8 лет остались с одной мамой. Было очень трудно, голодно, но девочки выжили, выросли. Старшая, Нина, стала бухгалтером и много лет проработала в бухгалтерии ГРЦ имени В.П.Макеева (раньше он назывался КБМ), а Светлана, моя бабушка, 43 года проработала на том же ГРЦ инженером-конструктором. Жизнь их сложилась хорошо, только нет-нет, да вспомнят они те тяжёлые времена и вздохнут с облегчением: «Слава Богу, что наши дети и внуки живут, не зная, что такое война»

Гудков Илья Сергеевич
школа МОУ "СОШ №2 г. Карабаша"
16 мая 2011 г.