Мой прадедушка -четырежды пленённый, но не покорённый
|
МОУ «Аминевская средняя общеобразовательная школа» Мой прадедушка- четырежды плененный, но не покоренный. Тажитдинова Вилена Даниловна – ученица 4 класса МОУ «Аминевская средняя общеобразовательная школа» Уйского района Челябинской области. Руководитель: Тажидинова Зульфия Кавеевна – учитель начальных классов МОУ «Аминевская средняя общеобразовательная школа» Аминево, Челябинская область 2011 г. Актуальность проблемы. Тема патриотического воспитания важна и актуальна сегодня в преддверии 66- годовщины со дня Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне над фашистской Германией. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010гг» определила стратегические цели государства и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан в связи с великой датой. Патриотизм , по мнению философов,- одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, готовность служить её интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны. Вместе с тем патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по- своему. Сначала это происходит неосознанно, ребенок тянется к отцу, к матери; подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, селу, городу; и только взрослея, набираясь опыта и знаний, он постепенно осознает свою принадлежность к Отчизне. В.И.Даль в своем словаре дает следующее определение: « Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отечественник, отчизнолюб». Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своей семьи, невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства. Знать правду о подвигах, больших и малых, своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям сегодня. Современные дети мало что знают о Великой Отечественной войне, но нельзя даже предположить, что подвиг освободителей забудется совсем, ведь события той далекой войны так или иначе связаны с историей каждой семьи. Основой патриотического воспитания являются примеры мужества и героизма советского народа во время Великой Отечественной войны, как проявление большой любви к своей стране, объединившей людей разных поколений и национальностей. Исторический подход формирует систему ценностных ориентаций на примерах героического прошлого страны, способствует осознанию учащимися места своей семьи как части общества в истории Отечества, уважительного отношения людям старшего поколения, к ветеранам Великой Отечественной войны, к труженикам тыла, созидающим и сохраняющим семью. Новизна проблемы Предлагаемая исследовательская работа посвящена проблеме осмысления учеником духовного наследия прошлого своей семьи в истории страны. Ключевой проблемой, раскрываемой в этой работе, является ответ на вопрос, какой вклад внесли члены семьи в победу нашей страны над фашистской Германией, той войны, которую пытаются пересмотреть и дать иную оценку. Младший школьный возраст – начальный этап патриотического воспитания. Именно в это время необходимо рассказать правду о событиях давних лет, вызвать интерес учащихся к прошлому и настоящему своего края, вызвать чувство гордости за прадедушек и прабабушек , чьи дела можно назвать великим трудом и подвигом В силу своего возраста дети пока частично ведут исследовательскую и поисковую работу. За помощью они обращаются к родителям. И героическое прошлое предков становится пространством сближения детей и взрослых. Своими воспоминаниями об отце партизане БАТРШИНЕ МАВЛИТДИНЕ ХАЖЕЕВИЧЕ поделилась моя бабушка ТАЖИТДИНОВА ЗАГИДА МАВЛИТДИНОВНА. Будучи маленькой девочкой, любопытная проказница взрослела не по годам, слушая воспоминания отважного партизана. С годами все глубже проникалась историей отца. После долгих и упорных поисков разыскала некоторых членов партизанского отряда «Истребитель» бригады имени Ворошилова Минской области. Переписывалась с бывшим политруком отряда Константином Тихоновым, сотрудничала с белорусской газетой «Наречинская заря». Бережно, как святые реликвии, хранит моя бабушка вырезки статей об отце, письма боевых друзей отца, приглашения в музей «Народная слава» Вновь и вновь перечитывает бабушка письма К.Тихонова, адресованные ей: «Годы уходят, здоровье тоже покидает нас, но мы сделали свое дело и этим гордимся. Наши дети могут гордиться! Гордись своим отцом, Загида…» И она гордится. А слова М.Горького: «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, свету!» напоминают бабушке любимого отца, который подводя итоги жизни, вздохнув полной грудью, сверкнув очами говорил: «Я славно прожил! Я был счастлив! Я защищал Родину, семью, друзей! Значит, я прожил не зря!» Он, 4 раза побывавший в плену и 4 раза бежавший из плена, выживший в аду, не раз попадавший в объятия смерти был жизнерадостным человеком. Каким мерилом измерить подвиг простого солдата? Откуда, брались у него силы? Чтобы ответить на этот вопрос перелистаем страницы подвига фронтовой жизни рядового солдата, партизана. Методика исследования Есть много прекрасных и интересных книг о жизни великих людей. Мне же захотелось изучить биографию обыкновенного человека: БАТРШИНА МАВЛИТДИНА ХАЖЕЕВИЧА. Это мой прадедушка. Его судьба, как и грозная эпоха войны, никого не оставит равнодушным. Он, в трудный час пошел на войну, сражался, отстаивал свою жизнь, свою свободу, свою Родину, свою семью. Из воспоминаний бабушки. Мой прадедушка родился 15 февраля1912 года, в селе Аминево Колхозного района Челябинской области. В семье было пятеро детей, воспитывались без отца. Трудно приходилось матери, но дети, как могли, так помогали . Отец погиб в борьбе за Советскую власть недалеко от села Петропавловка. Получил четырехлетнее образование. С 12 лет начал пасти чужой скот, ходил в батраках. Через некоторое время переехали с семьей в Башкирию. В селе Мулдакаево работал приказчиком. В 1936 году женился на Абжалиловой Фатиме Сабировне. В 1938 году родилась старшая дочь Минзакира, а в 1940 году появилась на свет вторая дочь, Минсылу. Начало войны и …первый раз в плену Застала война 29- летнего Батршина Мавлитдина Хажеевича в Белоруссии, куда он был мобилизован в начале июня Учалинским РВК. Но недолго пришлось ему воевать. Уже в конце июня с однополчанином Гиниятом Гайфуллиным из Учалов попадают в плен. Голубоглазого , рослого прадедушку приняли за «русиш швайн» и бросили в тифозную яму. Но некто Нуритдин из Орловки успел дать ему сыворотку, что , может быть, и спасло моего прадедушку. Не исключено, что крепкий организм преодолел инфекцию. Впоследствии , когда прадедушка рассказывал своим детям об этой ужасной яме, наполненной трупами, его передергивало и трясло. Выжило их тогда 6 человек. Выбрались из ямы- морга, но их снова схватили. Затолкали в поезд и повезли куда-то…. Но не мог смириться плененный мой прадед. Не для того он сидел среди трупов. Задумал бежать: «Уж лучше разбиться…А вдруг получится…» И подговорил выживших «тифозников» прыгать. Где- то около Минска все шестеро выпрыгнули на ходу из поезда. Не зная местности, блуждали по белорусским лесам, голодали. Его товарищ С.Г.Гайфуллин решил обратиться к жителям, чтобы узнать о партизанах. Глубокой ночью постучались в дом на окраине села. Хозяин дома оказался полицаем … Опять в плену Так очнулся прадедушка в сарае для пленных. Голод, вонь, теснота. Всего было около тридцати пленных. Никого никуда не выпускали. От ужасной пищи у всех болели животы. Трупы не выносились….. Но и в этих не человеческих условиях не пал духом мой прадед. Он подговорил несчастных сделать подкоп. Обессиленные пленные наконец выползли из сарая, разбежались кто- куда. Повезло удачливому бойцу и в этот раз. Приютила его одна белорусская семья. Но он был не из таких, чтобы жить на иждивении, подвергая смертельной опасности добрых людей. Была дождливая холодная осень. А он, почти раздетый и разутый, брел в поисках партизан. Спас…немец В очередной третий раз мой прадед оказался в плену. Со словами «русиш партизан» его поместили в одиночную камеру. Дней 10 били, пытали. Но он не позволил смерти овладеть его мыслями. «И услышал, видимо бог мои молитвы»- рассуждал он потом, рассказывая о немце, спасшем ему жизнь. Пожалел его караульный немец. Со словами «русиш капут» он ежедневно подносил кусочек хлеба. За всю жизнь не ел он ничего вкуснее этого немецкого « brota» (брота). А когда этот добрый человек понял, что скоро действительно «капут партизан» , он устроил несчастному побег. Всю свою жизнь, рассказывает моя бабушка, прадед вспоминал с благодарностью своего спасителя. Рабство В очередной раз жестокая воронка войны затянула его уже зимой, в декабре. староста одной деревни сдал его в рабство пану Кулику. Желая выжить, прадедушка не боялся никакой грязной работы «Перезимую, и опять на поиски партизан», - мечтал он. Откликаться он должен был на «русская свинья», кормили плохо. Правда, хозяйский сын тайком от родителей приносил иногда настоящий хлеб с кусочками сала. А так повседневной пищей было какое- то варево. Прошла зима. Каждый вечер мой прадед водил поить лошадей на реку. И приметил, что в крайнюю хату вошел человек с большой котомкой, а через некоторое время исчез в ближайшем лесу. «Пекут хлеб партизанам», - мелькнула мысль. Недолго думая, он решился: « Я здоровый парень. Я должен воевать. А вдруг повезет». Однажды весенним вечером он навестил хозяев «подозрительного» домика. Партизаны А жили, как оказалось, в домике том пожилые супруги Зуевы. Сам был, по счастливой случайности, с Урала. Доброжелательная пана Мария накормила сытным ужином. Но в добрые намерения незнакомца не поверили. И напрочь отвергли его просьбу свести с партизанами. Но настойчивость работника Кулика сыграла свою роль. А, возможно, проницательное чутье подсказало, что рвется в бой уралец. Как бы то ни было, согласился свести его с партизанами. Но поступил он странно. Обеспечил его едой дня на три, увел в лес и велел ждать около дуба. Да ждать пришлось почему- то долго. Уже и пропитание кончилось, а не приходили за ним партизаны. То ли проверяли как-то, то ли не до него им было, то ли Зуев осторожничал. И, наконец, попал мой прадед к партизанам. А первое «боевое» задание командира партизанского отряда «Истребитель» бригады имени Ворошилова И.В.Макарова было такое: заколоть лошадь, обработать и сварить обед для партизан. Помнится, качало новоявленного партизана от голода, но ни кусочка он не попробовал: народу было много, боялся, что чью-то долю съест. …За 2 года немало боевых подвигов совершил отряд. Сохранила моя бабушка статью «СЯБLОСТВА БАЯВОЕ» из белорусской газеты(ей прислали товарищи отца) про заслуги отца её. Был мой прадед пулеметчиком в отряде, была у него рыжая лошадка. Нередко приходилось бывать в разведке. Ходили по 5-6 человек. Засветились они как-то на поле. Зрела рожь, и вот погнали фрицы впереди себя женщин и детей под пули. Еле спаслись тогда…. В действующей армии После освобождения Белоруссии отряд расформировали, и Мавлитдин Хажеевич попал в действующую армию, в 147 отдельный саперный батальон. Встретил Победу в Германии, только 22 километра оставалось до Берлина. После этого отправили его на Дальний Восток. А домой вернулся лишь в конце ноября 1945 года. Награжден орденом Славы ІІІ степени, орденом Красной Звезды и множеством медалей. А сам прадед на вопрос, как он смог выжить в аду, объяснял просто: « Я воевал за своих детей, семью. И не считал себя героем. Я живу всего- навсего честно!». И еще сказал как-то: «Когда уже невыносимо, перед глазами вставали сцены варварского фашизма. Например, как эти нелюди живых маленьких детишек, сжавшихся в комочек от ужаса, сажали на кол… И подкатывал к горлу ком, и сжималось сердце, и появлялась недюжая сила, и возникало страстное желание выдержать, выстоять и победить!» Пролог 38 лет прожил после войны мой прадед, хотя здоровье было подорвано. Выходила, вылечила его моя прабабушка Фатима Сабировна своим особым зельем из сыворотки и яиц. Работал после война прадед на стройке, строил дома, валил лес, потом работал на сеноскладе кладовщиком. Счастливые супруги Батршины вырастили и воспитали восемь детей: Минзакиру, Минсылу, Эльмиру, Забиду, Загиду, Касима, Райлю и Альфию. Семья была большая, но очень дружная. Дали всем детям образование. «Отец учил нас честности, а мать – терпению»,- говорит моя бабушка Загида Мавлитдиновна. Бабушка была приглашена в белорусский музей «Народной славы» в г. Мядель после смерти моего прадеда. Заключение Слушая, рассказы бабушки и читая строчки писем фронтовиков, тех, кто воевал и пережил войну – думаешь, ведь это пример героизма и каждодневного подвига для новых поколений. Нам нельзя забывать об этом героическом прошлом, нельзя быть равнодушными, неблагодарными. Мы должны помнить всегда, что сегодняшним своим счастьем мы обязаны им. Об этом хорошо сказал Роберт Рождественский: Пусть не все герои,- Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим… Это нужно – не мертвым! Это нужно –живым! Наверно, нет подвигов больших, и маленьких, если за каждым из них стоит жизнь человека, которую он отдал, спасая других. И каждый такой герой достоин памяти и почета. Память эта живет в сердцах родных и близких, их семьи и передается из поколения в поколение. Так я узнала про моего прадедушку от моей бабушки. Когда я слушала бабушкины воспоминания , мне казалось, что сама жизнь этих людей была подвигом- сколько трудностей, лишений и опасностей они преодолели, перетерпели и выжили! Я сделала еще одно открытие: моя бабушка Тажитдинова Загида Мавлитдиновна – живой памятник – благодарение человеческому достоинству, удивительному мужеству, доброте и подвигу своего отца. Ей присуща особая сила любви – любовь к отцу. Глубоки и последовательны её воспоминания, - это память доброго сердца
fangya
школа aminevskay 12 мая 2011 г. |

