Никто не забыт.. Ничто не забыто..

Понкращенкова (Муслимова) Екатерина Фёдоровна(1925г.р.)Моя прабабушка со стороны матери по материнской линии. Имеет награды:

Медаль «Ветеран труда»

Медаль «50 лет в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945гг.»

Медаль «60 лет в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945гг.»

Родилась 10 мая в деревне Шагаро – Петровская, Курской области, Дмитриевского района. Работала в колхозе: ходили по домам собирали сушеную картошку, сахарную свёклу и другое продовольствие для отправки на фронт. Когда началась оккупация Курска, немцы пришли к ним в деревню.

«В нашей хате жило 6 немцев. В хате был земляной пол, поэтому они принесли 2 охапки сена, чтобы постелить себе. Они не понимали ни слова по-русски, и нам приходилось объяснять им всё на пальцах. Всю деревню немцы держали в страхе. Заходили в любую хату брали всё, что им нужно без разбора. Они резали гусей и кур, и в нашей деревне их совсем не осталось.

И как-то раз заходит к нам в дом их командир, а я говорю маме: ” Вот ещё один фашист пришёл” Он понимал русский язык , и поэтому когда услышал, подошёл к маме, отвёл её в сторону. Мама сказала, чтобы я так не говорила о них. Я поняла, что иначе они меня убьют…

На наших полях шёл бой. И лишь в 1943 немцы стали отступать. Они сожгли всю деревню. Из 30 хат осталось 4. Мою маму убили, а отец погиб на фронте. Из родных у нас с братом остался только дед. Но ему не куда было нас взять, так как он жил у знакомых, поэтому мы жили в другой семье. Но не долго… В это время бой не переставал идти. Мы помогали солдатам: копали окопы, чтобы вражеские танки не смогли пройти.

Когда же бой закончился, на поле осталось множество трупов солдат. И какой-то командир попросил нас помочь перенести трупов. На нас было мало одежды, и вообще не было обуви, а погода была уже холодная, поэтому нам пришлось снять обувь с мёртвых солдат.

Ёще мы проверяли карманы, пытаясь найти там какие-либо документы. Мы относили их в уже приготовленную яму, которая находилась рядом с санаторием.

Санаторий был немного разрушен от снарядов, разграблен местными жителями, но всё же, там можно было жить. Мы с братом сразу туда перебрались. Нашли комнату, попросили у деда рамы для окон. Дед тоже переехал в санаторий и жил рядом. Он строил русскую печку у себя, а я наблюдала. А потом сама начала строить. Брат приносил глину, я собирала кирпич. Хорошая была печка.

В санатории мы жили 1943 и1944. Но в 1945 брат уехал по вербовке в Челябинск. А в 1949 уехала сама. Брата взяли работать на Трубопрокатный завод в ремесленный цех. Я работала на ЗМК. Сначала на кране, но долго не смогла, потому что много насмотрелась на войну и голова кружилась. Потом взяли штамповать заклёпки. Там я проработала 22 года…..»

Букарева Ксения Вадимовна
школа МОУ лицей №77
11 мая 2011 г.