Я горжусь своим прадедушкой!

Моего прадедушку звали Выдрин Федор Меркурьевич.

Родился он 6 марта 1925 года, но свой день рождения он всегда отмечал 18 марта и говорил, что этот день ему нравится больше. Он появился на свет в казачьей семье Меркурия Филитовича и Ирины Елистратовны Выдриных, в селении Выдринка Колхозного района. Сейчас этот район называется Уйский.

В 1932 году, когда прадедушке было 7 лет, он с родителями приехал в город Миасс, где и прожил всю свою жизнь.

В Миассе он закончил 2 курса автомеханического техникума по специальности шофер.

Когда он пошел проситься на фронт (в декабре 1942 года) ему было 17 лет, и ему пришлось обмануть медицинскую комиссию и прибавить 1 год к своему настоящему возрасту. И вот 15 декабря 1942 года призывной комиссией при Миасском городском Военном Комиссариате был признан годным к военной службе.

По распределению он попал в 304 противотанковый полк Ленинградского военного округа шофером.

И уже через месяц, с 10 января 1943 года, был НАСТОЯЩИМ УЧАСТНИКОМ Великой Отечественной войны и сражался за Родину на Ленинградском фронте вместе со своим легендарным полком.

В это тяжелое для всех время город Ленинград находился в блокаде. А так как мой прадедушка был водителем, то с самых первых дней на фронте он выполнял очень тяжелую обязанность: на автомобиле «ГАЗ-АА» (один из первых автомобилей, выпущенных на Уральском Автомобильном заводе, в народе ласково названом «Захаром») он соединял город с «большой землей» по «дороге жизни».

«Дорогой жизни» во время Великой Отечественной войны называли единственный транспортный путь через Ладожское озеро. В теплый период - по воде, зимой – по льду. «Дорога жизни» связывала блокадный Ленинград со страной с 12 сентября 1941 года по апрель 1943 года.

Прадедушка рассказывал, что когда поверхность озера покрывалась льдом, по ней сначала пускали пробный санный обоз, так как груженые сани, запряженные лошадьми были легче автомобилей. Машины, которые первыми ехали по еще не окрепшему льду боялись сильно загрузить, чтобы они не провалились под лед. С машин снимали все лишнее, даже кабины (чтобы сделать ее легче) и водителям приходилось ехать под открытым небом в 30-градусный мороз навстречу ветру. Когда лед становился более крепким нагрузку увеличивали – к машинам стали крепить колесные прицепы и даже обычные лошадиные сани.

Он рассказывал об этом спокойно, даже шутил, как будто выполнял свою обычную работу водителя, просто много лет тому назад. Но на самом деле работа шоферов на «Дороге жизни» была очень опасной, так как дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой. Немецкие посты находились в нескольких километрах от переправы и немцы регулярно совершали налеты авиации и артиллерийские обстрелы. Зная это многие водители при ночных переправах выключали фары и ехали в полной темноте, чтобы не быть заметными ни с воздуха, ни с берега.

Весной, когда лед начинал таять, водителям приходилось ездить с открытыми дверьми, чтобы было надежда на то, чтобы успеть выпрыгнуть если автомобиль начнет проваливаться под лед. Последний рейс машины делали, когда вода доходила почти до подножки водителя.

И все таки они не выходили из-за руля сутками, совершая 7-10 рейсов за сутки. А спали они в то короткое время, когда загружали и выгружали их машины. Но никто из них не жаловался, так как все понимали насколько важен их труд для погибающего от холода и голода города Ленинграда.

Общее количество грузов (продуктов, медикаментов, топлива), перевезенных в Ленинград по «Дороге жизни», составило свыше 1 млн.615 тыс.тонн. А количество вывезенных из города людей (детей, стариков, больных и раненых) – 1 млн.376 тыс. человек.

Воевал прадедушка до конца войны, т.е. до 9 мая 1945 года. Имел ранение в ногу и был контужен. Был награжден многими орденами, медалями и нагрудными знаками .

Он не ушел из Армии сразу после войны, а служил в ней еще до мая 1948 года.

Был снят с воинского учета 13 января 1976 года.

Умер прадедушка 14 ноября 1990 года. Тогда ему было 65 лет.

Я люблю слушать рассказы о нем от мамы, бабушки и дедушки.

Непершина Виталия Юрьевна
школа Школа № 21.
21 апреля 2015 г.