Коновалова Марфа Яковлевна – участник трудового фронта.

Бабушка моей мамы по материнской линии Коновалова Марфа Яковлевна родилась 22 февраля 1928 года. Сейчас живет в поселке Першино города Челябинска. Во время войны проживала в деревне Басказык Щучанского района Курганской области.

О начале войны сообщили по телефону в сельсовете (радио не было) В 1941 осенью она училась в 6 классе в школе в деревне Лобаново за 8 километров от дома. Многих девушек и парней направили на работу на завод ЧТЗ в Челябинск.

Мать Прасковья Елизаровна 10.11.1903-1992гг. Работала в колхозе.

Отец Яков Семенович 1905-1943гг. В начале войны направлен работать на ЧТЗ. А в 1943 году направлен на фронт. В том же году пришла похоронка – погиб на Курской дуге.

В 1943 году Марфу Яковлевну направили учиться в Верхтечу на тракториста. Три месяца она проходила теоретический курс обучения. Сам трактор видела только на картинке. Некогда было практические занятия устраивать. Весной 1943 года 16-летнюю девочку посадили на трактор, и работай, как получится. Рассказывает, как было тяжело работать на тракторе и днем и ночью:

«Тракторы были старые, «колясники». Сменщица моя Анна Ильинична (сейчас ей больше 90 лет, живет всё там же, в Басказыке) у неё маленький ребенок, ей никак в ночь нельзя. Ночь-полночь, темень стоит непросветная. Фонарей на тех тракторах не было предусмотрено. Трактор все время ломается, завести-то не могу. Сломанные части надо снять с трактора и везти в соседнюю деревню в МТС (машинно-тракторную станцию) за 12 километров, там мне их чинят, потом обратно прикручиваю. Однажды был случай. Дали мне лошадь Ласточку на дрожки деталь от трактора (а она тяжелая) сложили. Дождь, грязь весной непролазная, я в галошах, лошадь под уздцы держу. Галоши в грязи увязли, босиком иду, реву. Лошадь тоже еле ноги переставляет, голоднёхонька, как мы же. Дошла Ласточка до ближайшего леска и остановилась. Ни в какую дальше идти не хочет, ложится и все. Я её тяну, тяну, а она стоит, как вкопанная. Пришлось лошадь оставить (она подом домой сама дошла), части на плечо взгромоздила и в Верхтечу пошла.

На своем огороде садили картошку, держали корову. На нужды фронта из личных хозяйств сдавали молоко и картошку. Электричество в Басказык провели только в 1957 году. Так что для освещения были только керосиновые лампы.

Хлеб, выращенный на колхозных полях, почти полностью направлялся на нужды фронта. Сами хлеб не пекли. Вместо хлеба пекли калебашки. Натирали картошку сырую, из этой массы пекли эти калебашки, из стеблей борщевика варили похлебку, траву съедобную рвали, грибы собирали. Очень спасала корова. Когда работали в поле, то от колхоза кормили 1 раз в день кашей из гороха или пшеницы. В отличие от городских жителей никаких карточек у нас не было, ничего по ним не распределяли, так как кормились каждый со своего огорода кто что вырастит.»

В 2015 году мой прабабушке исполнилось 87 лет.Каждый раз, когда видимся с ней, она напоминает нам всем: «Сейчас мы все очень хорошо живем - не сравнить с тем, что было раньше!».

Потапова Татьяна Михайловна
школа лицей №31
13 апреля 2015 г.