Эссе моей мамы

Приближается юбилей Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Любая война уносит жизни людей: малая – десятки, сотни жизней, большая – тысячи и миллионы. Она коверкает судьбы, рушит экономики, стирает с лица земли целые народы. Как бы ее не называли: захватническая, освободительная, национальная, холодная, гражданская, экстремистская – ей нет оправдания.

Великая Отечественная затронула и мою семью. Мой дед, Файзуллин Хамит Габдрахманович родился в 1913 году, в 1929 году окончил школу и поступил на курсы счетоводов. Молодой специалист, коммунист работал в местном сельсовете, а затем в 1938 году направлен на учебу в Ленинград, но закончить обучение не удается, началась война с белофиннами, он участник этой войны. По возвращении с финского фронта Хамит Файзуллин, как способный организатор и партийный работник, был направлен в школу ВЦСПС, по окончании ее служил в Советской Армии политруком, а тут началась Великая Отечественная война. Он, как и многие другие наши воины, отражал первый натиск озверелых немецких фашистов. Первое письмо пришло из-под Москвы, оно было и последним. Мой дед погиб в 1941 году под Москвой. Сохранилось воспоминание его дочери, моей тети Клары, как они с моим папой провожали деда на фронт. Он быстрой походкой вошел в дом, сказал детям, что уезжает надолго, поднял на руки дочку, крепко прижал ее к себе, потом так же обнял сына, поцеловав их обоих, крепко накрепко наказал слушаться матери и к его приезду вырасти большими. Видно было, что он очень волновался, у мамы , вспоминает тетя лицо было заплаканное. Дети побежали за отцом, на дороге стояла грузовая машина, в кузове сидели мужчины, дедушка примостился с краю, когда машина тронулась у него ветром сдуло кепку, тетя подхватила ее, и они с моим отцом побежали догонять грузовик, тетя Клара упала, в кровь разбила лицо. Тем временем, сзади них появилось еще несколько машин, груженных людьми, которые громко сигналили и объезжали их. А дети долго стояли посередине дороги, всматриваясь в далекий горизонт в надежде увидеть возвращающегося отца . В тот день они еще не знали, что видели его последний раз. Моему отцу тогда было 5 лет. Он мне рассказывал , что голод их погнал из Башкирии в Самарканд. Его мама, моя бабушка Файзуллина Саима Гарифулловна, работала там в магазине, продавала хлеб. Может эта фраза нашим детям сегодня ни о чем не говорит, а тогда… В конце рабочего дня бабушка, отоваренные хлебные карточки прятала своим детям под одежду, и они через весь город проносили их домой, так она делала для того, чтобы в случае, если ее ограбят люди не остались без хлеба, что в то время было равносильно смерти. А ночью дети помогали маме раскладывать эти карточки так, чтобы количество проданного хлеба совпадало с количеством отоваренных карточек до грамма.

Эта и многие другие истории, в нашей семье передаются из поколения в поколение. Родители рассказывают своим детям об их корнях, о тех, кто погиб в Великой Отечественной, о тех, кто поднимал молодую Республику Советов, и те, кто просто работал ради своей семьи, ради детей, как родители моей мамы, они вырастили и воспитали семерых детей. Были в нашей семье и купцы, и крестьяне, красноармейцы и белогвардейцы, политики и домохозяйки. И мы учим своих детей любить их одинаково, потому-что это наши корни, наша история. А пишу я это к тому, что сейчас много пишут о патриотическом воспитании детей, требуют поднять его в школах, детских садах. Это конечно правильно, но патриотов невозможно вырастить в стране, где нет уважения к прошлому, где новые памятники строят на руинах старых, меняют названия улиц и городов, один учебник истории на другой.

Ученые – психологи считают, что залогом успешности человека является его любовь к своей малой родине, к своим корням. Такой вывод они сделали на основе наблюдений в одном из престижных учебных заведений Европы. Среди его студентов регулярно учились выходцы из одного маленького африканского племени. Они отличались тем, что очень любили то место, где родились и гордились своей историей.

Поэтому, чтобы воспитать успешных патриотов, давайте научимся любить свою историю и людей, которые ее делали, в том числе и тех, кто спас нас от гитлеровского фашизма.

Печеркин Данила Владимирович
школа лицей №6
12 апреля 2015 г.