"Музыка спасла мне жизнь".

Как музыка жизнь спасла

Подростком Юра украдкой бегал на занятия духового оркестра. Когда-то эти заня-тия укрепили его слабые лёгкие, а теперь позволили ему попасть в этот самый за-пасной полк, что, в конечном счёте, в очередной раз спасло ему жизнь.

"Запасной полк связи ("восстанавливаемый оркестр") не был на передовой, в бо-ях не участвовал, но музыканты пешком прошагали всю Европу. Ноги, растёртые до крови, непомерная усталость от бомбёжек и невзгод войны, страх смерти, ужас от того, что было перед глазами - так прошла молодость нашего отца, как и многих миллионов его сверстников".

В районе Сталинграда вместе с мирным населением - беженцами - полк пере-правлялся на левый берег Волги. Там предполагалось занять оборонительные по-зиции на случай взятия фашистами Сталинграда. На плотах переправлялись сол-даты, женщины и дети; тут же - повозки с лошадьми, скудный скарб беженцев. Немцы бомбили без перерыва. Бомба угодила в баржу с нефтью. Нефть тонким слоем разлилась по воде. Горело всё: земля, вода. Казалось: не останется вокруг ничего живого. Ужас и паника охватили всех. Снаряды, падавшие в воду рядом с плотами, наводили ужас на лошадей. Они вставали на дыбы и подминали под себя стоящих рядом людей. Люди падали в воду со стонами и криками о помощи. До про-тивоположного берега доплывали немногие. Грохот снарядов, огонь и дым, засти-лающий всё вокруг, повергали людей в смятение и безысходность.

На левом берегу полк расположился до особого распоряжения, но командованию было не до запасного полка: шли страшные, изнуряющие бои за Сталинград: за каж-дую улицу, за каждый дом.

Солдаты запасного полка на какое-то время были предоставлены самим себе. Продукты быстро закончились, оставалось немного муки. От голода ребят спасла находчивость Дяди Юры друга, узбека Тавура Джумаева. Тавур соорудил из камней тандыр, пёк на нём узбекские лепёшки и всех их кормил.

Жили они в землянках, согревались у костров. Однажды Дядя Юра отошёл на ми-нутку от костра и услышал визг падающего снаряда. Взрыв - и ни костра, ни ребят, что грелись вокруг. Только дымящаяся воронка...

В голову неотступно лезли мысли: "Выстоит Россия или нет?" - Выстояла! Погнали фашистов на запад. И за передовыми частями шёл их запасной полк связи. Так, пешком, и дошли до Берлина. Потом Дядя Юра часто говорил: "Музыка спасла мне жизнь".

Когда они вошли в первый город Германии, были удивлены тем, что на улицах, по щиколотку, лежал белый пух. И город был совершенно пустой, будто вымер. Оказа-лось, наши передовые части, входя в немецкие города, в эти благополучные, сытые, с дюжиной пуховых перин, подушек и одеял в каждой квартире, начали громить и в ярости рвать всё, что стояло на пути".

Мы в своём Агадыре, куда Дядя Юра навёз кучу подарков, обратили внимание, что на трофейной одежде были дырочки - следы вил. Когда наши войска шли по повер-женной Германии, в квартирах из шкафов вытаскивалось все содержимое и свали-валось в кучу. Старшие воинские чины определяли, сколько "навильников" положе-но взять каждому присутствующему.

"После наших выжженных до печных труб сёл и деревень, разрушенных городов, наших Украины и Белоруссии с братскими могилами и виселицами на площадях, солдат душило вполне понятное чувство мести за чудовищные потери и страшное горе. Но погромы продолжались всего три дня. Маршалом Жуковым был издан Указ, запрещающий погромы. За невыполнение - Трибунал"

Дядя Юра рассказывал брату Всеволоду, что под Сталинградом фашисты исполь-зовали и биологическое оружие: крыс. Они привозили агрессивных грызунов и вы-пускали на вражеской территории. Крысы пожирали всё, что видели. Добирались до спящих солдат и прыгали на лица, съедали ботинки. А защищались от крыс так: в сенях ставили бочку с водой, в неё погружали круглую палку, смазанную жиром. Крысы по палке забирались в бочку и в ней тонули. Утром их оттуда во множестве выбрасывали.

Ладанкин Олег
школа МОУ СОШ № 20
10 апреля 2015 г.