Иван Савватеевич Кавьяров

Мой дед, заместитель командира полка по технической части, инженер-капитан Иван Савватеевич Кавьяров танк ИС знал, как самого себя и добился того, что в части совершенно не стало случаев выхода из строя танков по техническим причинам

До войны он работал в конструкторском бюро и написал множество рапортов в разные инстанции, чтобы выпроситься на фронт

Строевой инженер –эксплуатационник тоже знает технику, умеет найти и устранить в ней неисправность, но инженер-конструктор кроме того, что мысленно видит все глубоко скрытое в железном чреве агрегата, еще и анализирует его поведение – он, работая по обслуживанию техники, продолжает ее совершенствовать.

Капитан Кавьяров определил, например, что масляные фильтры двигателей нуждаются в более частой промывке, чем обусловлено инструкцией, добился, чтобы экипажи выполняли его рекомендации. Потратил он на это немало бессонных ночей, потому что не все механики-водители с охотой брались за дополнительную работу, а в результате неё удалось избежать многих отказов двигателей.

В боевой обстановке техническое обслуживание танков проводилось не всегда регулярно. В соседних бригадах, например, сроки профилактических работ нарушались, затягивались. И винить особо некого: когда гремит бой, гибнут люди, о технике не всегда вспомнишь.

В ходе довольно напряженных боевых действий капитан Кавьяров однажды попросил:

- Товарищ гвардии полковник, давайте выведем из боя поочередно 534-й и 537-й танки. Для техобслуживания…

- Очень нужно?

- Положено. И необходимо, - ответил он суховато.

- Надолго?

- Три часа обе машины.

Было отдано распоряжение. Вскоре мимо наблюдательного пункта прополз малым ходом 534-й танк с повернутой назад пушкой. Командир экипажа, высунувшись по пояс из люка, размахивал руками и поминал богов – это же надо, в такую решительную минуту его выводят из боя!

Силами своей небольшой мастерской и экипажей Кавьяров проводил техобслуживание танков в установленные сроки. При этом он уделял немало внимания технической подготовке экипажей. Механики-водители под его руководством научились выполнять в полевых условиях работы, которые, казалось бы, посильны только заводской бригаде специалистов. В наших подразделениях служили механики в звании техников-лейтенантов, некоторые из них до войны были студентами Высшего технического училища имени Баумана. Они стали первыми помощниками Кавьярова, его «инженерным активом».

Знал Кавьяров свое дело, любил его и поставил в полку на должную высоту. Он добился того, что в части совершенно не стало случаев выхода из строя танков по техническим причинам. Были только боевые потери, но они на войне неизбежны.

«Танки наши отличные, в бою надежные. Только любить их и содержать в порядке, товарищи танкисты, » - этими словами начинал свои беседы с личным составом инженер-капитан Кавьяров. Вроде бы обыкновенные слова, но произносил он их

с таким вдохновением и убежденностью, что люди сразу проникались желанием и послушать инженера, и поработать под его руководством».

Когда закончилась война, майор Кавьяров вернулся на Челябинский тракторный. Работал сначала ведущим конструктором, а потом уже заместителем главного конструктора.

У людей с напористым характером, огромной работоспособностью, подобных Ивану Савватеевичу, послужной список долго на месте не стоит: в 1954 году приказом министра транспортного машиностроения он был назначен главным конструктором Курганмашзавода, где внес большой вклад в создание новой техники, в том числе военного назначения. И вновь следует назначение, теперь уже на родной Челябинский тракторный завод на должность главного конструктора по тракторостроению. В 1970 году Кавьяров становится генеральным конструктором головного специального конструкторского бюро по промышленным тракторам и двигателям. За это время под его руководством были созданы известные далеко за пределами нашей страны тракторы «С-80», «С-100», «ДЭТ-250», «Т-130» и другие.

Мухаметова Мария Викторовна
школа МБОУ СОШ №52
10 апреля 2015 г.