Знаю о своей семье в годы войны немного

Знаю о своей семье в годы войны немного, но достаточно, чтобы всем сердцем желать только мира. Бесконечно благодарна своим родным за то, что выжили, выстояли, остались людьми в то страшное время.

Шайкамалова Хайри Ямал – моя бабушка(по маминой линии), во время войны ей было 15 лет. В 6 лет она потеряла мать: возвращались домой по проселочной дороге, в руках узелок с хлебом. Мама прилегла отдохнуть, заснула и не проснулась. Представляю ужас маленькой девочки. Она побежала в деревню за помощью. Пока бегала, куда-то пропал узелок с хлебом и цветастый платок с маминой головы. Время такое. В 14 осталась круглой сиротой: умер от туберкулеза отец. Осталось у нее хозяйства – 8 гусей. Пока были гуси, нужна была тетке, сестре отца. Кончились гуси – пришлось «идти в люди». В войну выживала в одиночестве. Один добрый человек посоветовал приписать один год, чтобы взяли в совхоз. Работала на прядильной фабрике в селе. Голодали, конечно. Летом-то еще терпимо: ели всю траву подряд. А зимой иной раз, чтобы заглушить голод, просто жевали шерсть.

Туда же в это село (сейчас это Курганская область, с.Майлык) привезли на грузовике целую гору «живых трупов», привезли и вывалили в бараке, оставив умирать человек 40-50 «трудармейцев». Были такие части, куда набирали в основном не говорящих по-русски мужчин призывного возраста для неквалифицированных строительных работ. Там оказался и мой будущий дед, Тумаров Тулла, дунганин по национальности, житель далекой Киргизии. Из них, можно сказать, выжали все, что можно, и отправили умирать – так государству было дешевле.

Население выходило умирающих. Кто-то остался потом после войны, кто-то вернулся на родину. Дед женился, обосновался в России, 8 детей, все живы, здоровы. Слава Богу!

В это время другой мой дед, Бигашов Михаил (по папиной линии) воевал в кавалерии. Сибиряк. Воевал с Финской. Для него эта война растянулась не на пять, а на семь лет. Рассказывал случай, как гнались за ним финны на лошадях. Он на лошади, саблю где-то обронил в бою. Снегу навалило - лошадям по грудь. Лошадь споткнулась – он через голову вывалился прямо в снег и пополз в сугроб, вырывая себе тоннель. Финны начали тыкать шашками в снег, стараясь достать до него: одна прошла перед самой головой, вторая – между пятками. Финны уехали, думая, что убили его. Он пролежал под снегом еще шесть часов. Вернулся с фронта живым, что называется, вся грудь в орденах.

Всю войну прошел, а погиб от удара молнии в поле. Просто прилег отдохнуть в обеденный перерыв под одинокое дерево.

Не знаю никого добрее этих людей. Вечная им память!

На фото – Бигашов Михаил, 1938 год, фото из семейного архива

Нуржанова Татьяна Валентиновна
школа МБОУ СОШ №52
10 апреля 2015 г.