Дедюхин Николай Александрович

Судьба у моего прадеда Дедюхина Николая Александровича необычная, почти легендарная: пять раз был тяжело ранен, в 1944-м его «похоронили», а матери отправили на сына похоронку. Но он выжил и снова сражался за освобождение Родины.

Я видела прадеда только на семейных фотографиях. Его историю знаю со слов деда. А еще в семье есть рассказ, записанный со слов моего прадеда учителем школы, в которую он приходил как участник Великой Отечественной войны.

На фронт он пошел добровольцем. Принимал участие в обороне Москвы. Разрывной пулей был ранен в правое бедро. После госпиталя в феврале 1942 года младший лейтенант Н.А. Дедюхин в составе 37-й армии защищал Донбасс. Ранение в правое легкое. Снова госпиталь… Излечившись Николай снова рвется на фронт. А до победы будет еще три тяжелых ранения и легендарная Малая земля…

Фашистские самолеты и орудия буквально перепахали вдоль и поперек кусочек земли, где закрепился наш десант,-многие пали в бою, остальные стояли насмерть. От непрерывного огня на Малой земле не осталось ничего живого: ни зверей, ни птиц, ни деревьев, ни даже травы… Плавился камень, горела земля и только наши солдаты выдерживали тот ад, который непрерывно продолжался семь месяцев. Мы прибыли туда в конце января 1943года на мотоботе. Через неделю из 75 человек нас осталось 13.

Принимал участие в освобождении г. Новороссийска. Прошел с боями весь Крым. Керчь, Феодосию, Балаклаву и вот под Севастополем, у Сапун-горы, меня и «похоронили». 7 мая шла подготовка к штурму Сапун-горы. Бой начался на рассвете. Я командовал ротой. Идем километр другой –противник молчит… Когда дошли до половины фашисты начали палить из всех видов оружия. Отчаянно деремся мы, но и фрицы бьются с остервенением. Еще бы! Ведь падение Сапун-горы-ключевого пункта немецкой обороны-предрешало взятие Севастополя. Это враг понимал отлично.

Отбита атака, другая, третья и вот уже седьмая. Призывно кричал наш комбат: «Поднажмем, ребятки еще и Сапун-гора наша!» Это были последние слова, которые я услышал во время седьмой атаки… Меня чем-то ударило. Оказалось, что снаряд угодил в камень, недалеко от которого находился я, а отлетевший осколок попал мне прямо в голову… Я упал. Слышу все, не могу ничего сказать. Санитары перевязывают раненых товарищей, а меня посчитали убитым. Слышал, как подполз ко мне комбат, взял полевую сумку и достал документы, но я не смог пошевелится… А ребята к вечеру овладели Сапун-горой.

Трое суток так пролежал, пока не обнаружила его похоронная команда. Сначала хотели похоронить, подумали мертвый… Стали поднимать, поняли, что, жив. Срочно в госпиталь в Бахчисарай. Документов никаких, их забрал и вместе с похоронкой отправил комбат в Пермь к матери. Много месяцев получала пособие на погибшего сына мать, а сколько слез она выплакала! А между тем в госпитале у Н.А. Дедюхина хирурги вынули осколок из головы. Четыре месяца лежал солдат без сознания, и никто не знал его имени. Шла долгая и упорная борьба медиков за жизнь Николая Александровича. Из Бахчисарая его перевели в Симферополь, где еще долгих восемь месяцев боролись за его здоровье. Когда пришел в сознание, то еще долго ничего не понимал. Все забыл. Научился говорить, ходить, писать, словом выжил солдат, победил смерть…

Дедюхина Анна
школа лицей №35
7 апреля 2015 г.