Боброва Мария Ивановна

Мои прабабушка и прадедушка всегда были верны слову, делу, традициям, жизненным принципам, Родине.

Прадедушка Бобров Василий Григорьевич до войны закончил военное артиллерийское училище в городе Кирове. В соседней деревне жила Нагибина Мария Ивановна. В 1938 году молодые люди поженились. Машенька стала женой военного. Перед войной Василия Григорьевича направили на учение в город Калвария (Литва). Жен военнослужащих учили стрелять, перевязывать раны. Время было неспокойное.

Страшное воскресенье 1941 года запомнили на всю жизнь. Накануне строили планы, как провести выходной день, короткие часы вместе. Разбудил гул самолетов. Летели они низко. Сначала их было четыре. Из них как картошка посыпались бомбы. Затем с польской границы (до неё было семь километров) полетели другие со свастикой – без счета.

Василий помчался в свою часть, а Машенька побежала подальше от ужасов войны в родное село к маме. Работала там до 1943 года. От мужа долгое время не было весточек. В очередной набор девушек пошла на фронт добровольцем. Привезли девчонок в Полтаву, затем с частями ПВО на фронт. Службу проходила дальномерщиком 1870 зенитно-артиллерийского полка войск ПВО. Прикрывали небо под Полтавой, Харьковом, Одессой. На их зенитной установке было семнадцать человек, трое мужчин, а остальные девчонки. Мария была замужняя, поэтому старалась быть опорой и поддержкой для остальных. Мария была мастерицей на все руки (выросла в многодетной семье), помимо своей работы добровольно варила на всех. Запомнился ей такой случай. Охраняли они аэродром. Мария производила наводку. Если наводка произведена правильно, зенитчики сбивали самолет. Крепко доставалось зенитчикам, если их «точку» обнаружат фашисты. Однажды, во время одного из налетов, осколок снаряда пробил юбку. Когда атака закончилась, Мария подняла осколок, он был ещё горячий, а на юбке была крупная дыра. Смерть прошла мимо. В конце войны их зенитную установку перебросили на переправу Днепра. Здесь встретила Победу. Осенью 1945 в звании ефрейтора демобилизовалась.

Василий Григорьевич служил капитаном 1410 ПАС( полка артиллерийской службы) 2 белорусского фронта. За хорошую постановку работы был переведен на должность начальника отдела вооружения. Трудно было в войну всем. Заведовать техникой было тоже тяжело, потому что её было не просто мало , а вообще в обрез. Многие на этом деле головы положили, не только в честном бою. Но Василий был хороший организатор, был инициативен в работе. Под его руководством за короткий срок наладил работу отдел вооружения. Он привел в порядок всю стрелковую технику. Василий Григорьевич все поступающее вооружение разгружал своевременно, досрочно, не допускал простоя вагонов. Он лично сопровождал колонны автомашин с вооружением в передовые части, на обратном пути эвакуировал с поля боя выведенную из строя технику, определял её на пригодность, сдавал в ремонтную мастерскую. Большое количество техники ремонтировал своими силами, непригодную технику отправлял в тыл страны. Сам неоднократно выезжал в передовые части , где прямо на поле боя устранял неполадки, ремонтировал вооружение.

Василия Григорьевича за время войны три раза контузило, землей засыпало. Кто-то случайно запнулся - откопали. Судьба хранила.

Закончил войну в Германии в городе Штендаль. После войны служил в Германии, пока не демобилизовался в звании капитана арттехслужбы.

Дома ждала жена. Приехали в родное село, купили дом. Василий Григорьевич и Мария Ивановна вырастили троих детей. Долгое время ухаживали за своими старенькими родителями. Мама Марии Ивановны много лет была недвижима. Бобровы вместе прожили больше 50 лет, отметили золотую свадьбу. Для своих детей и окружающих они всегда были примером порядочности и верности во всем - делу, традициям, любви к Родине.

Санников Иван
школа моу сош №10
24 марта 2015 г.