Карпенко Дмитрий Харитонович: истории героя.

 
Карпенко Дмитрий Харитонович

Мой прадед, Карпенко Дмитрий Харитонович, родился 10 октября 1919 года в селе Каиры Горностаевского р-на Николаевской (ныне Херсонской) области. В начале 30-х гг. родители Дмитрия со всей семьёй уехали строить знаменитую Магнитку. В Магнитогорске Дмитрий не только научился летать на самолёте, но и, обладая исключительным музыкальным слухом, стал руководителем духового оркестра. Там он встретил мою прабабушку, Тамару Владимировну, которая работала вместе с ним в вагонном депо, и 3 мая 1940 года в Магнитогорске родилась моя бабушка - Галина Дмитриевна. 6 октября 1940 года Дмитрий Харитонович был призван Магнитогорским РВК в армию и попал в Бирмскую военно-авиационную школу в г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. По окончании школы согласно Приказу НКО СССР от 22.12.1940 № 0362 (см. http://bit.ly/1BdId8N) получил военное звание «сержант». С 1942 года - на фронте. Последнее место службы - 183 ИАП, 294 ИАД, 4 ИАК, 2-й ВА (командующий - генерал-лейтенант, с 4 февраля 1944 г. - генерал-полковник авиации Красовский Степан Акимович) Воронежского фронта (командующий - генерал армии Ватутин Николай Федорович). Начиная с 13 июля 1943 г. 20 самолетов полка базировались на аэродроме Красная Поляна (см. http://bit.ly/1R6fV9v) в Белгородской области к юго-востоку от знаменитой Прохоровки (см. http://bit.ly/1dmx2Wz). Зоной полётов было направление Правороть - Шахово - Непхаево на юг от Прохоровки. Именно из этого района 16 июля 1943 года Дмитрий Харитонович не вернулся с боевого задания, вылетев на истребителе ЯК-7б. Вместе с ним в тот же день без вести пропали мл. лейтенант того же полка Лепехин Николай Ильич 1922 г. рождения и ещё два летчика-истребителя 515 ИАП: мл. лейтенанты Ларькин Николай Андреевич 1921 г. рождения и Юлин Николай Фёдорович 1922 г. рождения (см. http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=3117349&page=6). Пропавший без вести в тот же день лётчик-истребитель 193 ИАП мл. лейтенант Михеев Николай Фёдорович 1921 г. рождения по счастью оказался жив (см. http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74814577&page=7). В боевом донесении штаба Воронежского фронта № 01398 начальнику Генштаба о потерях с 4 по 22 июля 1943 г. даются следующие цифры: убито - 20.577, пропало без вести - 25.898, попало в плен - 29. Всего безвозвратных людских потерь - 46.504. Ранено - 54.427. Всего людских потерь - 100.931 (источник: http://www.volk59.narod.ru/poteri.htm). Приказом НКО СССР № 0178 от 2 июля 1944 г. 183 ИАП преобразован в 150-й Гв. ИАП. 294 ИАД, в состав которой входил полк, тем же приказом НКО СССР была преобразована в 13-ю Гв. ИАД, а 4-й ИАК, в состав которого входила дивизия, тем же приказом НКО СССР был преобразован в 3-й Гв. ИАК. С 18 июля 1943 г. корпус входил в состав 5-й ВА (командующий - генерал-лейтенант, с 25 марта 1944 г. генерал-полковник авиации Горюнов Сергей Кондратьевич), которая 20 октября 1943 г. вошла в состав 2-го Украинского фронта (командующие - маршалы Конев Иван Степанович и Малиновский Родион Яковлевич) и закончила войну в Праге.


Карпенко Дмитрий Харитонович, уроженец Украины. Родился в Николаевской губернии в 1919году, село Каиры. В 1929г. его отец по путёвке КПСС был отправлен на Южный Урал на строительство металлургического комбината. Вместе с ним ехала и семья. Ехали в товарных вагонах, прокладывая впереди железнодорожное полотно. Люди так годами и жили в этих вагонах. В 1939 году комбинат уже работал. Работали и подсобные цеха. Дмитрий работал в вагонном депо токарем. Это был далеко смотрящий человек. На его счету больше сотни рационализаторских предложений. Его работу постоянно освещали в местной газете. По снимкам из газет, люди узнавали его на улице. Дмитрий был умный, добрый, светлый человек, любивший людей. Не имея музыкального образования, создал в городе духовой оркестр, из таких ребят как сам, понимая, что городу в те годы было нужно. Сколько людей они радовали на праздниках на улице, в клубах! Сколько встретили и проводили пассажирских поездов! Люди приходили погулять на перрон, чтобы послушать музыку и посмотреть на этих мальчиков. Дмитрий был их учителем, участником и дирижёром. В 1940 году Дмитрия призвали служить в действующую армию. Оркестр остался без дирижёра, но он радовал людей до последнего участника (ребята один за другим уходили на фронт). К тому же Дмитрий был мужественный человек. Не было в городе человека, который бы налетал на самолётах больше часов, чем он. Не было человека, у которого было бы больше прыжков с самолёта. Из авиашколы Дмитрия направили на фронт с первых дней войны, к тому времени у него уже было много лётных часов и прыжков с парашютом. В июле 1943года его самолёт не вернулся с задания на аэродром. Так не стало замечательного человека. Его семья осталась без отца. *** Вспоминает Виталий Горбач, основываясь на ЦАМО РФ. Ф. 294-й иад. Оп. 1. Д. 6. «Разведотчеты дивизии»: 15 июля 18.35-19.37 12 Як-1 и Як-7 183-го иап (ведущий мл. лейтенант Юрченко) патрулировали в районе Правороть, Шахово, Щелково. В 18.35 заметили на 4000 метров 6 Bf.109, которые попытались атаковать наши самолеты. В ходе завязавшегося воздушного боя количество немецких самолетов увеличилось до 16 Bf.109. Ст. сержант Дорохов сверху сзади атаковал и поджег Bf.109 (в районе Шахово). Мл. лейтенант Проскурин заметил парашютиста, которого расстреливали 4 Bf.109, атаковал с пикирования и сбил один Bf.109 в районе Малое Яблоново, остальные немецкие самолеты ушли с набором высоты. Мл. лейтенант Сергеев подбил один Bf.109 (шел горящим к земле). Мл. лейтенант Носов атаковал в лоб 2 Bf.109, один их которых ушел боевым разворотом, а второй встал в вираж, подставил брюхо и был сбит очередью по бензобакам и мотору в районе Непхаево. Из боевого вылета не вернулись мл. лейтенант Лепехин и сержант Карпенко.