Поляковы Вера Корнеевна и Федор Сергеевич

Найти информацию на «Мемориале»

Поляковы Вера Корнеевна и Федор Сергеевич

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Магнитогорск, конструкция № 51
На фото Поляковы Вера Корнеевна (1918-2007) и Федор Сергеевич (1915-1998). Рассказ Веры Корнеевны своему правнуку:«В июне 1941 года, я вместе со своим мужем, твоим прадедом, Федором Сергеевичем и маленькой дочкой, старшей сестрой твоей бабушки, жили в маленькой комнатке, в бараке, на левом берегу реки Урал в г. Магнитогорск. Муж работал на литейном производстве на ММК (Магнитогорский Металлургический комбинат), я была учительницей начальных классов в школе №9. 22 июня был воскресный солнечный день, после обеда мы сидели на крыльце нашего барака, смотрели на гладь Урала, в перевернутой табуретке радостно «агукала» дочка, она только начала стоять. Жизнь казалась прекрасной, будущее - радостным. Мы были молоды и полны сил, и потому - очень счастливы. В 14.00 голос Левитана из громкоговорителя объявил о начале войны, и, буквально в тот же день, мужчинам начали вручать повестки.
До войны, в 1938 году, я закончила Стерлитамакский аэроклуб ОСОАВИАХИМа, получила свидетельство пилота самолета У-2, в практической части экзаменов присутствовали фигуры высшего пилотажа. Многие мои подруги по аэроклубу прошли доподготовку в Ульяновске и сражались на фронтах, но я не могла быть среди них, имея на руках грудного ребенка.
Твой прадед рвался на фронт, но в боевые части его не взяли, т.к. с детства у него была повреждена кисть правой руки, и на ней отсутствовал указательный палец. Его взяли в подразделение охраны стратегических объектов, но вскоре он был отозван обратно на Комбинат, который остро нуждался в специалистках. Военные будни были очень тяжелы, в бараке было холодно, после работы мы немного протапливали плиту, ничего не готовили, не из чего было готовить. К утру даже вода в ведре покрывалась коркой льда. Питались очень некачественным хлебом со значительной примесью отрубей, который казался очень вкусным (на меня 300г., на дочку 200 г.). Мужу на заводе выдавали 800 г. хлеба и скудный обед. В 1942 году дочка тяжело заболела воспалением легких, нас госпитализировали, лекарств не было, лечили только горчичниками, и моя девочка умерла, ей был один год и 3 мес. Я стала свободной, продолжила работу в школе, находившейся в старом холодном бараке, дети занимались одетые, а в чернильницах застывали чернила.
В это время немцы дошли до Стапинграда, в городе было введено полное затемнение, маскировались от возможных бомбежек стратегически важного Комбината. Меня зачислили в дружину противовоздушной обороны. Совместно с работой в школе, согласно графику, ночами, я выходила на дежурство в будку на крыше самого, в ту пору, высокого в городе семиэтажного здания горисполкома. С крыши был виден весь город и Комбинат. По телефону я обязана была докладывать о нарушениях режима затемнения. Помню, что мне было страшно в полной темноте забираться на чердак и на крышу, а потом, опять же в полной темноте, одной находиться там.
В ремесленных училищах активно готовили замену отцам, ушедшим на фронт с Комбината. Очень ярко запечатлелось в моей памяти воспоминание: учащихся 13-14 лет, примерно твой возраст, зимой в мороз рано утром ведут на завод. Ребят много. Вместо обуви, к подошвам ног, обмотанных портянками, подвязаны дощечки с четырьмя отверстиями для веревочек. Грохот дощечек по мерзлой дороге был такой, что казалось - маршем идут отряды конницы.
Учебный год кончался в мае. Вместо отпуска и каникул, мы, учителя, с отрядами школьников 5-7 классов, отправлялись до 1-го сентября на сельхозработы в совхозы. Ребята много и тяжело работали, в основном на прополке овощных культур, зато их гораздо сытней, чем дома кормили 3 раза в день, да и с поля, иной раз, тайком что-то перепадало. Я сама видела, как ребята приспособились кушать недозрелые огурцы, не на миг не прекращая работы, зажав горстку соли в ладошках. Это было серьезным нарушением, можно сказать преступлением, но уж слишком было жаль этик измученных, изголодавшихся детишек.
Твой прадед проработал на ММК до самой пенсии. Во время войны, особенно первой ее половины, он сутками пропадал на Комбинате, мы очень мало виделись. Указом президиума верховного совета СССР от 6 июня 1945 года, он награжден медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.». Позже ему были присвоены почетные звания: «Труженик тыла» и «Ветеран труда». Он, как ты помнишь, умер в 1998 году, в Челябинске, в возрасте 83 года».

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии