Рыков Николай Васильевич

Найти информацию на «Мемориале»

Рыков Николай Васильевич

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 117
ЖИЗНЬ СОСТОИТ ИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУДЕБ…

Нет в России ни дома, ни хаты,
Где б ни глянул на вас со стены,
Молодыми глазами солдата
Окрыляющий подвиг войны.

Родина моих родителей – казачья станица Верхнеуральск. Деда рано не стало. Я хорошо помню свою бабушку – Рыкову Агриппину Ермолаевну. Высокая, статная, коса ниже пояса. И в свои восемьдесят шесть она не умела сидеть без дела. Вырастила своих девятерых и чужих привечала. На лето всех внуков привозили к бабушке, нас собиралось до двух десятков. Как любили мы спать там под потолком, на полатях, или все на полу в большой комнате, которую открывали для нас на лето! Нам очень нравился дом с высокой террасой, с которой вечером можно было видеть, как солнце уходило за горы и улицу далеко, до самого базара. А бабушкины пироги из русской печи, особенно «дружная семейка» с толченой черемухой, и парное молоко, и деревенская баня, и сенокос за Уралом. Она умела лечить травами, усмирять людскую вражду, любить. От нее мы знаем множество историй-былей и приговорок.
Бабушка и дедушка по линии матери, местная элита, учителя начальной школы. Дед – Токарев Иван Лукьянович, основатель местного музея. У него был большой ухоженный сад с дорожками, беседкой, плетенными из прутьев креслами, которые он смастерил для нас. Мы любили пить чай в саду: каждый из своей кружки, непохожей на другую. С дедом ездили на лошади за водой к роднику.
Мой отец, Рыков Николай Васильевич, был призван на «действительную». Началась война. Он прошел с боями до дня Победы. Шесть ранений, множество наград. Я помню, как зашевелился осколок ( его извлекли через 16 лет после войны). Отец сам построил дом в Челябинске. К нему шли за помощью и за советом. Он хорошо столярничал и рисовал. Отец любил Родину и мало об этом говорил, исходил Урал пешком, знал травы и повадки зверюшек, удивительно любознательный и теплый человек.
Нас в семье трое, все девчонки, я старшая. В детстве отец называл меня Наталинка-проталинка. Отец любил возиться с нами. Это с ним я освоила столярный инструмент и не раз в жизни вспоминала отца с благодарностью. Это с ним я научилась экспериментировать, и в нашем саду приживались груши на яблонях. И когда у меня не «пошла» физика, отец притащил в дом гальванические элементы, лампочки, амперметр, вольтметр, и мы соединяли то последовательные, то параллельные цепи. Я помню семейные чтения по вечерам и наши дни рождения с сюрпризами, игрушечные парусные флотилии, совсем как настоящие, походы и ночевки в шалаше. То он мастерит с нами луки со стрелами и запускает воздушных змеев, то проводит весенние ручейки, то строит снежный город с переходами в полный рост. Я помню огромную ледяную горку. Катались мы с нее на санях, что запрягают в упряжку. Пельмени без участия отца были не вкусные. Он лепил «барашков», «козликов», «петушков». Отец никогда не входил в дом в грязной обуви. У нас были трудовые задания: помогали в огороде, пилили дрова, носили воду.
Я помню много писем в почтовом ящике от однополчан и Девятое мая – особый день! Как часто отец расстилал огромную карту прямо на полу, и сначала мы, а потом и внуки, ползали вместе с ним по местам боев. Это отец привозил мне весточку с родины Сухомлинского (где была очередная встреча с однополчанами), рассказывал о том, что школа жива, об уроках под открытым небом, о «зеленых классах», о том, как создаются детьми рукописные книги сказок. И уже потом мы проживали это с детьми в лагерях «Еланчик» и «Аленка». Все мои «трудные» прошли через отца. Как он ладил с ними, что говорил… Но вдруг потихонечку выровняется мальчишка и так пошел- пошел по жизни как надо.
Как много сделал он для меня. Это он учил меня любить людей, не сгибаться от неудач, терпению, жизнестойкости. В его лице я благодарю всех, кто не делит детей на «своих» и «чужих», кто умеет отдавать всего себя служению людям.

Отец! Расскажи мне о прошлой войне;
Прости, что прошу тебя снова и снова.
Я знаю по ранней твоей седине,
Как юность твоя начиналась сурово.

Отец! Расскажи мне о друге твоем,
Мы с ним уже больше не встретимся в мае.
Я помню, как пели вы с другом вдвоем
Военные песни притихнувшей маме.

Отец! Я знаю давно наизусть
Те песни, что стали твоею судьбою,
И если тебе в подголоски гожусь,
Давай мы споем эти песни с тобою.

Отец! Раздели со мной память и грусть,
Как тихие радости с нами ты делишь,
Позволь, в День Победы я рядом пройдусь,
Когда ордена ты, волнуясь, оденешь…

Версты войны
АВТОБИОГРАФИЯ
Рыков Николай Васильевич

Родился 12 августа 1920 года. в казачьем поселке Форштадт Верхнеуральского с/совета, Верхнеуральского района, Челябинской области.
Был призван в кадровую армию в 1941году 30 марта, гор военкоматом г. Карабаша, Челябинской области.
Отец: Казак 16го Оренбургского полка, участник войны с Германией 1941го года и гражданской. Был Командиром красной сотни у г/вана Дмитриевича Каширина. Рыков Василий Капитонович 1891г.-1937г.
Мать: Рыкова Агрепина (1893-1961) Ермолаевна из заводской семьи (Завода Терлян) Меньтюгова Ермолая. Ее брат Андрей Ермолаевич был Адъютантом у М.В.Фрунзе.
В 1938г. закончил 10 классов средней школы и уехал из дому. Работал в г.Карабаш на Демидовской железной дороге (914мм колея). Дорога медеплавильного завода.
3-го апреля 1941года эшелон допризывников, собранных со всей Челябинской области, с 1го Северного пути станции Челябинск отправился на запад. 14го апреля прибыли в город Староконстантинов Каменец – Подольской области, в 40км , от г.Шепетовка. Это Староконстантиновский укрепрайон на старой границе.
В г. Староконстантинове в составе 216й Мотомех. дивизии Киевского воинского округа во взводе связи начал службу рядовым красноармейцем. Вот тут и застала меня война 1941 – 45г., Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941г.
Дивизией командовал полковник Ашот Саркисьян ( убит 16 июля 1941г. в районе с.Кожухи). О 216-ой дивизии есть упоминание Баграмяна в его мемуарах
1-й бой принял участие 3-го июля 1941г. в составе 216-ой стр.девизии 6 армии 10-го – Западного фронта в райне села Ляховцы Лановского района между Шепетовкой и Траноплем. После чего стали отходить на Антонины, Староконстантинов, на Виницу с боями.
2-й бой был вокруг города Староконстантинов.
3-ий бой в районе села Старая Слиява и Новая Слиява.
4-ый бой в районе г.Хмельнеки, непосредственно с. Кожухи 16-го июля 1941года. В этом бою я был первый раз ранен и вывезен на санитарной машине в г.Винницу, а затем на санпоезде в г.Хорьков (Эшелон первораненых прибывший в г.Харьков), где я и лечился в госпитале. Со мной в санпоезде ехал раненый комисар дивизии, он и рассказал о гибели командира дивизии.
После выздоровления я попал на фронт под г. Днепропетровском, с.Каменка Юго – Западный фронт, дивизию не помню. Вскоре был ранен в сентябре и вывезен в госпиталь г.Ордженикидзе на Кавказ.
14 октября выписался из госпиталя, направлен в Прохладненский лагерь. Оттуда маршевой ротой в октябре 1941г. попал в оборону г.Ростова, 343 стр, дивизия 1151 стр. полк 56-я армия, Южный фронт 2я пуль.рота.
Дивизия формировалась в г.Ставрополе, личный состав – все бывшие Буденовцы.
Я встал 2-м номером пулеметчиком, потом первым номером, потом командиром отделения. Обороняли, сдавали и брали г.Ростов в 1941г.
5 января перехали на Юго – Западный фронт в составе 343-й дивизии в 6 армию, где участвовал в зимнем наступлении 1942 года под Харьковым, г.Купянск – Изюм, с.Червоно Гусаровка под г.Балакия – командир пулеметного отделения – рядовой.
В начале апреля 1942г., как отличившегося в боях, меня представили к награде и направили в г.Воронеж на курсы офицеров. В конце июня 1942г. на курсах мне было присвоено звание младший лейтенант и я был направлен на фронт.
Фронт я застал на р.Оскол села Принцевка, Волоконовка выше г.Валуйки. Попал в дивизию (номер не помню) и стал прикрывать отход наших войск от г.Валуек через Алексеевку, Россошь, Кантемировку, Богучар до Дона. Потом я попал в 60 гв.стр.дивизию 180г. стр полк, 1 гв. Армия Юго – Западного фронта. В составе 180 гв стр. полка командиром пуль взвода я пошел от Дона: Богучар, Чертково, Волошино, Старобельск, Купянск, Изюм, Славянск, Лозовая, Барвенково, Павлоград, Синельниково, Запорожье в составе 1 гв. Армии.
В июле 1943г. по 1 гв. Армиии мне было присвоено звание гвардии лейтенант. Был 3й раз ранен под Лозовой, в госпитале лежал в г.Славянске, с 10 сентября по 7 октября 1943 года.
В Запорожье 60 гв. стр. дивизия была передана в 6-ю армию 3 украинский фронт. В составе 180гв. Стр. полка форсировал Днепр на остров Хортицу и вел там бой командиром отдельной штрафной роты. За эти бои награжден двумя орденами «Красной звезды». Вторично форсировал Днепр ниже Запорожья из села Балабино. Был 4-й раз ранен на той стороне Днепра 29 ноября 1943г. Лежал в госпитале в г.Запорожье до 9-го февраля 1944г. За эти бои награжден орденом «Отечественной войны II ст»
С февраля 1944г. командир пуль. взвода 180 гв.стр.полка прошел с боями в составе
6-й армии 3 укр. Фронта от Никополя, Чертолык, Апостолово, через реки Ингул, Ингулец, Южный Буг до Одессы.
За формирования Южного Буга награжден орденом «Красного знамени». Под Одессой был 5-й раз ранен (апрель 1944г.), вывезен в госпиталь в г.Ташкент до 29 июля 1944г. Был выписан в московский В.О., оттуда направлен на фронт.
В октябре 1944г. в г.Владимиро – Волынске я попал в 116-ю Харьковскую стр.дивизию 548-ой стр.полк. Эта дивизия кадровая, в боях 1941г. сильно много потеряла своего личного состава, остатки передала другим дивизиям, а знамена были вывезены в Читу и там ее заново сформировали.
В составе 52ой армии 1го Украинского фронта 116-й Харьковской с.д.543 стр.полка, командиром пуль взвода я пошел с боями Сандомирский Плацдарм, Через Польшу, правее Бреслау через р – Одер, прорыв на Одере 8 февраля 1945г., где я был ранен 6й раз, лежал в госпитале перед Бреслау, г.Оельве, один месяц, а потом снова бой и прорыв г.Бунцлау, Лигниц, Ниски, Гёрлиц, Циттау, перешли границу Чехословакий 9 мая и вели бой до 12-го мая 1945г.
День Победы я встретил в городе Циттау на границе с Чехословакией. День солнечный, хороший. К обеду нам с играли в ружье, и мы, перейдя границу с Чехословакией, с боями прочесывали горы Высокие Татры, Судеты, продвигаясь в сторону Праги. 12-го мая под Прагой и закончили бои.

Откуда новое поколение может достоверно узнать о происходивших событиях Великой Отечественной войны? Возможно ли это сегодня? Лет 15-20 назад еще было много живых участников тех событий. Их рассказы и суждения, вплетенные в повседневность жизни, формировали наши представления и оценки, сохраняли дух преемственности поколений. Сегодня живых свидетелей войны остается все меньше. И с ними уходит из нашей жизни чувство причастности. Я и мои воспитанники видели в Челябинском госпитале как ветераны войны бережно пересматривают фотографии того времени. До сих пор болят их раны, не дает покоя растревоженная память.
Это тот период Истории Родины, о котором мало просто знать- его нужно чувствовать, переживать, физически ощущать. Нет такой семьи, такого дома, которых не коснулась бы война. И достаются из альбомов бережно хранимые, пожелтевшие фотографии, вспоминаются лица любимых и родных, возлагаются цветы на холмики могил…
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,-
Пожалуйста, помните!
МЫ БУДЕМ ПОМНИТЬ!

Взошла луна большим округлым чудом,
Упали в море звездные дожди.
И хочется планету взять на руки,
Чтоб уберечь в ладонях от войны.


Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии