Найти информацию на «Мемориале» |
Беленов Николай Алексеевич
Беленов Николай Алексеевич в семнадцать лет по своей настоятельной просьбе стал курсантом Васильковской авиационной школы механиков, которая в это время находилась в городе Миассе Челябинской области. 14 сентября 1941 года началась его служба в Красной Армии. Школа готовила механиков по эксплуатации самолета ПЕ-2 (пикирующий бомбардировщик конструкции Петлякова). Обучение проходило по ускоренной программе, но требования были высокими. Надо в совершенстве знать устройство самолёта, мотора, электрооборудования, правила эксплуатации и ремонта. После завершения учёбы его группа была направлена на стажировку на Карельский фронт (Мурмаши, что под Мурманском) в мае 1942года. Полк стажировки был вооружен истребителями типа «Харрикеин» английского производства и вёл боевые действия по охране Мурманского порта и электростанции на реке Тулома. Аэродром базирования полка подвергался ежедневным неоднократным налетам немецкой авиации юнкерсами Ю-87 и Ю-88. Погибали товарищи. На ходу пришлось переучиваться на другие самолеты. Ремонт и обслуживание машин производился в тяжёлых условиях.
По возвращении со стажировки в сентябре 1942года был получен приказ о переподготовке на механиков самолета Ил-2 (штурмовик конструктора Илюшина). Здесь Николая Алексеевича ожидали письма родителей, из которых он узнал, что старший брат Иван в результате тяжёлого ранения скончался в госпитале в Златоусте и похоронен в братской могиле, а о другом старшем брате Василии уже много месяцев нет известий. Оба были призваны в армию в первый месяц войны. Так большое горе свалилось на семью. Изучение нового вида самолета проходила в напряженной учебе и практических занятиях. По результатам экзаменов Николаю Алексеевичу было присвоено воинское звание сержанта и специальность механик авиационный. В декабре 1942года Николай Алексеевич был направлен в распоряжение 1-ой Краснознаменной запасной авиационной бригады в г. Куйбышев, оттуда в Кинель в пункт формирования воинских частей. По прошествии нескольких дней по тревоге было сформировано несколько групп для восстановления самолётов, аварийно посаженных в различных местах Саратовской области из-за непогоды при перегоне их с завода в воинские части. Группе Николая Алексеевича нужно было восстановить самолеты, один самолет упал на фюзеляж, дугой скопотировал и стоял на носу. Предстояла большая работа по ремонту машин в условиях зимы в открытом поле. После выполнения задания группа была зачислена в 43-ий запасной авиационный полк, который готовил лётчиков на Ил-2. Обучали летчиков на списанных из фронтовых частей самолетах, поэтому механикам было много работы, чтобы эти самолеты летали, чтобы поддерживать их в пригодном для полетов состоянии. В августе 1943 года Николай Алексеевич направлен в 996 штурмовой авиационный полк, который после участия в Курской битве находился на формировании личным составом и техникой. С февраля 1944года 996-ШАП, 224ШАД в составе 1-го Украинского фронта принимает участие в боевых действиях по освобождению Украины, Польши, Чехословакии. После воссоздания 4-го Украинского фронта соединение было передано в состав 8-ой воздушной армии. Последнее место базирования полка г. Глейвиц (Германия). От знаний, умений, добросовестного отношения к своим обязанностям, высокого чувства долга и понимания ответственности за жизнь летчиков, летающих на самолетах, которые выпускал в небо Николай Алексеевич, зависел успех полетов. И командование, и летчики доверяли ему. За активное участие в боевых действиях 996 ШАП награждён орденом Суворова, ему присвоено звание «Каменец-Подольского» 224 ШАД награждена орденом Красного Знамени, ей присвоено звание «Жмеринская» В связи с сокращением войск после окончания войны дивизия была расформирована в 1946 году. Дальнейшую службу после окончания войны Николай Алексеевич проходил в составе 289 штурмовой авиационной дивизии. Демобилизован лейтенант Беленов в 1948 году. Николай Алексеевич награждён орденом Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», "За победу над Германией", "Освобождение Праги" и другими. Добавить артефакт к фотографии Добавить историю к фотографии |
Информация | Видео по проекту |
Как отправить фотографию | Как записать аудиорассказ |
Отправить фотографии | Прослушивание аудиорассказов |
Фотографии с историями | Фотографии с аудиорассказами |
|