Троянов Михаил Николаевич

Найти информацию на «Мемориале»

Троянов Михаил Николаевич

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 268
Фронтовое братство.
Несколько лет назад в Челябинской области скончалась старшая сестра моего отца, и родственники передали нам на хранение семейный архив. Среди старых фотографий и документов было письмо моего дедушки с фронта и похоронка, в которой было написано: «Ваш муж красноармеец Троянов Михаил Николаевич в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге…на фронте и пропал без вести 22 октября 1941 года». Некоторые слова в похоронке невозможно разобрать, она пожелтела и стала ветхой от времени, но отчётливо прописано чёрной тушью: «… пропал без вести…». Какое страшное известие принесла эта бумага в семью Трояновых!

Со слов отца я знаю, что Трояновы приехали в Челябинскую область из Полтавы. Здесь сыновья Семён и Михаил женились, Иван был не женат. Когда началась война все трое ушли на фронт. Иван вернулся домой, а Семён и Михаил погибли.
Мой дед Троянов Михаил Николаевич женился в 19 лет, работал в колхозе трактористом. У него было семеро детей, но трое умерли от кори, выжили Анастасия, Николай, Григорий и Геннадий. Его призвали на фронт летом 1941 года. Младшему сынишке Гене было шесть месяцев. Во время проводов отец не спускал его с рук: увидит ли, вернётся ли к детям?
Сборный пункт был в г.Шумихе , а через несколько дней после отъезда отца, из военкомата сообщили, что поезд остановится на станции Щучье, и родные могут ещё раз встретиться с солдатами. Афанасья Николаевна, не задумываясь, решила ехать, чтобы повидаться с мужем. На лошади из Преображенки выехали рано утром. До станции более 70 км. Когда подошёл состав, солдаты бросились к родным. Поезд стоял недолго, народу на станции было много. Михаил обнимал жену, целовал детей. А особенно маленького Гену. Он уже начинал ползать, и хотя шёл дождь, его опустили на землю, пусть поползает, ведь отец ещё не видел этого. И малыш, уставший от рук взрослых, весело шлёпал ручонками по лужам, смеялся и визжал от радости, а отец смотрел на сына, и в глазах его были слёзы…
С фронта Афанасия Николаевна получила три письма.

Держу в руках солдатский треугольник. Слова трудно разобрать, ведь письмо это написано семьдесят четыре года назад. Дедушка был не очень грамотным, но это не беда, главное, что это письмо – весточка с фронта – наполнено любовью к жене и детям: «… Милая жена…целую бесконечно… посылаю вам гостинцев – сахару и денег 65 рублей… прошу вас не обижать детей… береги себя… , а я вернусь благополучно… дорогая жена, … вас не забуду никогда…». На штемпеле стоит дата Сафакулевского почтамта 22.11.41, а погиб он 22.10.41,когда родные получили письмо, его уже месяц как не было в живых.

Троянов Михаил Николаевич был тяжело ранен в живот в бою под Смоленском в октябре 1941 года. Вместе с ним были в бою его односельчане Мехонцев Алексей, Коликов Павел, Якунин Павел. Мехонцев А. и Коликов П. повезли раненого Михаила в госпиталь, по дороге Михаил просил своих друзей в случае его смерти позаботиться о семье. Налетевшие фашистские самолёты разбомбили обоз с тяжело ранеными солдатами, и моя бабушка получила похоронку:… «ваш муж Троянов Михаил Николаевич …пропал без вести 22октября 1941 года». Такую же похоронку получили и Якунины. Пропал без вести, всё же не убит, Но когда Мехонцев А. и Коликов П. вернулись домой и рассказали о том, как их односельчанин и боевой товарищ погиб, то рухнула последняя надежда, а с другой стороны? Ведь Якунин Павел вернулся живым!
Ему было тридцать семь лет, а ей тридцать шесть. Она осталась вдовой с четырьмя детьми на руках. Друзья дедушки выполнили обещание, которое дали умирающему солдату: поддерживали его семью, ведь очень плохо детям без отца. Они часто приходили в дом погибшего друга и рассказывали его детям: как воевал их отец, как вместе они рыли окопы, не спали по несколько суток, пили ржавую воду из болота, делили поровну последний сухарь, перемогали сырость и холод, курили мох и постоянно вспоминали родных, и тогда да боли сжималось сердце: как они там, одни, без кормильцев? Гена был слишком мал, чтобы запомнить лицо отца, его голос, руки, фотографии не было, а по рассказам близких и друзей, знал, что отец его был человеком добрым, спокойным, никогда не ругался и любил шутить.
Я ещё и ещё раз перечитываю дедушкино письмо и думаю, что в перерывах между боями, защищая далёкий город Смоленск, уставший солдат вспоминал родной дом, родителей, жену и детей, и перед глазами всегда был малыш, который беззаботно ползал по полу, весело смотрел на взрослых и смеялся. От этих воспоминаний было тепло на сердце, и охватывала безумная тоска по дому.
Бабушка моя писала в Смоленск, Сафакулевский военкомат делал запросы в архивы города Смоленска, но никаких известий о её муже не было. Рассказывая о том последнем бое, в котором погиб её муж, друзья не могли назвать точно близ лежащие деревни, только Мехонцев Алексей написал название села (у него было оперировано горло и он не мог говорить), но так как был малограмотным, то и название было написано неверно, и в ответе, который пришёл из Смоленска, было написано, что такого населённого пункта нет.
Мой отец всю жизнь прожил в деревне Преображенка. Отслужил в армии, в пограничных войсках, выучился и более сорока лет проработал в совхозе механиком. Теперь уже он поддерживал детей боевых товарищей своего отца. Особенно сыновей Коликовых, Павел Антонович женился после войны, дети были маленькие, а сам он уже тяжело болел от полученных на фронте ранений. Его сыновья писали моему отцу письма, когда служили в Советской Армии, и до сих пор поддерживают хорошие отношения. В школьной библиотеке, листая «Книгу памяти», есть строчки: « Троянов Михаил Николаевич 1904года рождения, д.Любимовка Октябрьского район Челябинской области. Призван в Советскую Армию в 1941 году, Сафакулево. Рядовой, стрелок, 949 стрелковый полк, 259 стрелковая дивизия. Был в последнем бою 22.10.1941.». В «Книге Памяти» напечатаны имена погибших в годы войны. О каждом солдате даны лишь скупые строки: когда родился, призван в армию, дата смерти и место захоронения, а чаще всего запись оканчивается строчкой: «Был в последнем бою…Место гибели неизвестно». И за каждым именем встают молодые и красивые лица, мужественные бойцы, просто весёлые деревенские парни. Они отдали за наше счастье свою жизнь. И мы всегда должны помнить об этом. У нас в доме есть подарочная книга «Книга Памяти. Вдовы России». Здесь есть имя моей бабушки Трояновой Афанасии Николаевны…

Троянов Геннадий Михайлович-сын солдата-фронтовика. Он всегда помнит о своём отце. И эту память передал нам: дочери Ирине, внуку Ивану и внучке Елене. Когда я смотрю фильмы о Великой Отечественной войне, я думаю, что среди этих бойцов был и мой дедушка, когда читаю или слышу, что в годы войны тысячи сафакулевцев ушли на фронт, я знаю, что и мой близкий человек был среди них и достойно защищал Родину от немецких захватчиков. Ведь это не только история моей семьи – это история страны .
Крутова Ирина Геннадьевна с.Сарт-Абдрашево, Сафакулевского района. 2015 г.


Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии