Жиляков Михаил Сергеевич

Найти информацию на «Мемориале»

Жиляков Михаил Сергеевич

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 254
Из рассказа моего прадеда:
Писатель из меня не важный. В школе учиться не пришлось – детство угадало на трудное время. Родился я в 1908 году. Уже при Советской власти самообразование закончил четыре класса. Зато рано принял участие в борьбе за правое дело.
До войны отслужив в Красной Армии приобрел специальность шофера.
В июне 41-го был мобилизован в армию. В танковом училище изучал танки. Затем нас, группу шоферов, послали в аэросанное училище. Через три месяца в Москве, на Красной Пресне, получил аэросани и в составе 33-го.
Когда подрос, пошел в Красную Армию. Отслужив, приобрёл специальность шофера и до войны работал в автороте.
В июне 41-го был мобилизован в армию. В танковом училище изучал танки. Затем нас, группу шоферов, послали в аэросанное училище. Через три месяца в Москве, на Красной Пресне, получили аэросани и в составе 33-го отдельного аэросанного батальона прибыли на фронт.
Вывозили раненых, подвозили продукты, а затем меня взяли в штаб дивизии. Возил генерала Ивана Васильевича Панфилова — командира прославленной 316-й стрелковой дивизии.
16 ноября 1941 года группа истребителей танков из этой дивизии, 28 человек во главе с политруком Клочковым, у разъезда Дубосеково под Волоколамском преградила путь фашистским танкам. Враг потерял 18 машин, но не прошел. Дивизия за битву под Москвой была награждена орденом Красного Знамени и преобразована в 8-ю гвардейскую.
18 декабря 1941 года генерал И. В. Панфилов пал смертью храбрых у деревни Гусенево. Бойцы дивизии с гордостью до сих пор называют себя Панфиловцами.
Меня в то время в дивизии уже не было. Я учился на механика - водителя танков. Срок обучения был шесть месяцев. Однако с фронта приехали танкисты набирать экипажи, а прошедших шестимесячный курс обучения на три экипажа не хватило. Спросили нас, прошедших три месяца учебы, кто может сдать на право вождения танка досрочно. Я поднимаю руку и выхожу, за мной еще двое. Сдал зачеты на хорошо и отлично.
В апреле 1942 года начались моя боевая служба в 1822-м отдельном танковом полку на 1-м Белорусском фронте. Мне дали машину СУ-85. Это самоходная артиллерийская установка с пушкой 85 миллиметров. Тот же танк, только башня не поворачивается. Уже при подходе, на передовую наша колонна попала под бомбежку пяти немецких самолетов. Пришлось оставить, машины и укрыться в лесу. Техника, не пострадала, но были убитые и раненые. Так состоялось мое боевое крещение в танковых войсках.
Потом наступила обычная боевая работа. Освободили Белоруссию. В июле 1944 года форсировали Буг и перешли государственную границу. Поляки нас встречали угощением и цветами. Так было 23 июля в Люблине, куда мы вошли, далеко оставив, позади пехоту.
После небольшой остановки начали прочесывать город. На западной окраине наша машина свалилась в ловушку - замаскированную яму. Наш командир экипажа был в то время за командира роты. Он приказал по радио остальным нашим четырем танкам двигаться в обход препятствия.
Когда мы выбрались из ловушки и вышли в конец города, наши четыре машины горели. Мы укрылись за стенами каменного строения и командир, открыв верхний люк, начал высматривать в бинокль, где же стоят танки врага.
В километре от нас был поселок. Около одного из домов стоял фашистский танк. Мы зарядили орудие бронебойным снарядом, выскочили из укрытия и сам командир выстрелил из пушки. Танк загорелся. А мы обратно в укрытие. Опять наблюдаем. Справа от нас, в конце города был сад. В нем обнаружили второй танк. Так им же образом зарядили пушку, выскочили. Выстрел! Промахнулись. Еще выстрел — танк загорел.
Третий стоял недалеко от него, хотел уйти. Но мы его догнали и зажгли. Тем временем из поселка высыпала пехота. Черным — черно. Мы принялись за пехоту. Беглым огнем осколочными снарядами дали им прикурить, Примерно через час подошли наши танки и пехота.
Когда вернулись в город, встретились с нашими товарищами из сгоревших машин. Им была оказана медицинская помощь. Один экипаж сгорел.
Скоро вышли к Висле, но наступление приостановилось. Надо было пополнить войска, подтянуть тылы.
В ноябре 1944 года командование фронтом принял Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Мы знали, где Жуков, там жди большого дела. И 14 января 1945 года наш фронт всей своей мощью навалился на врага. Нас послали в обход Варшавы слева, чтобы отрезать путь фашистам.
Скрытно, всю ночь шли лесами и проселочными дорогами. Вышли на дорогу Варшава – Берлин. Здесь обнаружили большое скопление немецкой пехоты. Командир немного говорил по-немецки. Мы подошли к фашистам, остальные танки прикрывали нас с дороги. Видимо, командир говорил убедительно: немцы начали складывать оружие. Колонну немцев мы направили на восток, а сам пошли вперед.
Под городом Сахачев на нашу машину напали – три самолета начали бомбить и стрелять, а мы маневрировали под разрывами бомб, чтобы затруднить прицеливание. Когда наша машина задымила, самолеты улетели. А горела не машина. На броне лежали брезент и вещи автоматчиков, они и загорелись. Экипаж у меня поранило. Я выскочил из машины, сбросил горящие вещи и поехал в штаб. Сдал раненых, мне дали другой экипаж.
Дальше пошло дело веселее. Взяли город Сахачев, затем Скорневище, Лович, Быдгощ и вторглись в Померанию. Теперь путь на Штеттин.
20 танков шли всю ночь лесами, к утру скрытно подошли к городу. Укрылись за небольшим озерком, берега которого поросли кустарником. Ни звука, ни огонька. На нас напоролся немецкий танк – убрали его без шума бутылками с горючей смесью.
Когда рассветало, нам приказали блокировать мост через реку Одер. Хорошо замаскировавшись, взяли на прицел шоссейную дорогу, ведущую к мосту. Здесь пришлось нам туго. Мы потеряли 18 танков, но и фашисты не прошли. Около моста немало сгорело вражеских танков и машин. Тогда на наш берег переправилась немецкая пехота. Нас стали окружать фаустники. Пришлось немного отойти. Пехоте порядком досталось от нашего огня. Наконец подошли наши танки и пехота.
Тяжелой была переправа через Одер. Река широкая, до 380 метров. Войск скопилось много, всем хочется вперед. А мост один. Пришлось переправляться на пароме, сооруженном из понтонных лодок, под огнем противника. В воздухе карусель из наших и вражеских самолетов, треск очередей, взрывы бомб.
Все же переправились благополучно, заняли небольшой плацдарм. И началась боевая работа по расширению плацдарма. Хорошо нам помогли прожектора с нашего берега, они ослепили противника.
Сломив сопротивление врага, 23 апреля вышли на берлинскую дорогу. Танки шли в четыре ряда. На подходе к Берлину нас поддержали артиллерия и авиация. Подошли к мосту через реку, он был взорван. Недалеко оказался железнодорожный мост. Рискнем? Рванули по нему, оказался незаминированным. Мы – на пороге Берлина.
В Берлин вошли 27 апреля. Бились за каждый дом. 2 мая в 12 часов поступил приказ танкистам: Не стрелять! Немцы капитулировали!
Через два дня пошли на запад. Километрах в 150 от Берлина нас остановили. Через три дня вернулись в Берлин и встретили Победу.
Правое дело победило. Победит оно и теперь, в борьбе за мир.
М. Жиляков.

Награжден орденами Славы, Красной Звезды, медалями «За отвагу»,» «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина», «Запобеду над Германией в Великой Oтeчecтвeнной вoйнe 1941-1945гг.”.

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии