![]() Найти информацию на «Мемориале» |
Сильянов Михаил Ксенофонтович
Сильянов Михаил Ксенофонтович - в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. эвакуирован из Москвы, трудился в тылу.
Сильянов Михаил Ксенофонтович ( 20 июля 1906 года - 14июля 1973года) Родился в деревне Апарки Кимовского района Тульской области. В Первую мировую войну в 1914 году у него погиб отец. Михаил и его младшая сестра Анна, 1913 года рождения, остались сиротами. Михаилу с малых лет приходилось выполнять тяжелую крестьянскую работу. Он, как старший мужчина в семье (на то время ему было 8 лет), помогал своему деду пахать землю, косить траву и выполнял любую работу, которую ему поручали. Он закончил начальную школу 5 классов. По тем временам, в деревне, это было хорошее образование. Кстати, он всю жизнь очень любил читать, и читал он много. Жизнь была очень тяжелой. Еще до революции бабушка уехала в Москву в поиках лучшей доли. Бабушка там, нашла хорошую работу, и в последствии Анна и Михаил со своей семьей, женой и двумя дочками, тоже переехали к ней. С 1932 года он работал на автозаводе им. Сталина "ЗИС". 22 июня 1941 года вероломное нападение фашистской Германии на Советский Союз нарушило мирную созидательную жизнь советских людей, превратило страну в единый боевой лагерь. Все мужчины, да и женщины тоже, помимо того. что днем они работали на заводе, ночью все дежурили на крышах, гасили зажигалки и неразорвавщиеся снаряды, которые фашисты сбрасывали с самолетов. Тысячекилометровый фронт нуждался в повседневной, крепкой помощи тыла. В октябре 1941г Москва была в осаде, было принято решение об эвакуации завода "ЗИС" на Волгу в город Ульяновск. В то время в семье было уже пятеро детей, самой старшей 14 лет, самой младшей не было еще и месяца. Вот с таким багажом в товарных вагонах, оборудованных в теплушки, эвакуированные семьи начали свое долгое путешествие до Ульяновска. Состав несколько раз попадал под бомбежку, их переформировывали в другие составы, какие- то участки пути они ехали на грузовом транспорте, Вобщем до Ульяновска они добирались месяц. В Ульяновске рабочие трудились на заводе, не уходя с работы, их привозили домой только на выходной чтобы помыться и отдохнуть. Но толком закрепиться в Ульяновске рабочие с семьями не успеют, так как было принято решение эвакуировать завод в более глубокий тыл на Урал в город Миасс. Следующие составы эвакуированных с Московского завода, направляли сразу на Урал, а тех, кто уже были в Ульяновске, решили оставить там до весны. В мае 1942 года командированные в Ульяновск были переправлены в город Миасс. На месте современного завода были тайга и болотистая местность. Машины тонули по кузов. От Москвы до Миасса тянулись составы с оборудованием. Вся площадка была забита вагонами со станками, литьем и комплектующими изделиями. Все, независимо от статуса, участвовали в разгрузке. Не было грузоподъемных механизмов, специальных эстакад. Все работы выполнялись вручную. По доскам и металлическим листам скатывали оборудование. На них же, точно бурлаки на Волге, по 30-40 мужчин тащили оборудование в производственные корпуса. Большой проблемой было расселить всех эвакуированных. Поскольку не было средств и времени строить жилье, решено было расселять "по уплотнению", то есть подселять к жителям в близлежащие поселки и в старый город - это в 5 - 20 км от завода. Жилая площадь на одного человека порой составляла 3,5 и даже 2м2. Нашу семью поселили в поселок Тургояк. Хозяева были доброжелательные. А когда нам выделили квартиру, то дочка этих хозяев жила у нвс на квартире, так как она поступила учиться в техникум, и здесь было ей ближе. Тургояк находится в 8 км от завода, если идти по прямой через лес. Из Москвы доставили 14 грузовых машин "ЗИСов" для перевозки людей на работу. В кузове, рассчитанном на 25 человек, размещалось до 50 рабочих. Под снегом, в метель первое время ездили без навеса, стоя. цепляясь за борта и друг за друга. Потом придумали "коробки". В дальние поселки машины не могли проехать через двухметровые сугробы, и люди добирались пешком по пояс увязая в сыпучем снегу. Работали круглосуточно по 12 часов, часто оставались ночевать на рабочем месте, накрывшись чем попало. В основном так и было. Жгли костры. чтобы немного согреться, потому что в цехе еще даже на крыше не было кровли, были установлены одни фермы. Руки примерзали к металлу, а продукцию уже выпускали. В эту зиму мороз стоял до 50 градусов и ниже. Трудились в ударном темпе. Пополнение набирали на месте. На завод пошли коренные уральские кадры подростки и женщины, раненные бойцы, жители, эвакуированные из других западных районов страны. Детей на заводе работало много. Кто был маленького роста, тому у станка ставили подставку. Детская смена длилась 8 часов, взрослая 12. Наставники доброжелательно принимали детей и обучали всему. Из разных уголков страны приезжали на завод люди: в 1942 году было много узбеков, они старательно работали, но с трудом переносили холод, некоторые умирали прямо на рабочем месте. Было много украинцев, белорусов, евреев, татар, но никто не заикался о национальности, работали вместе, дружили. Беспримерный трудовой подвиг совершили уральцы, в столь короткий срок, за пять месяцев, пустили завод. Каторжный и героический труд. Трудились не жалея сил, честно и добросовестно, выполняя любую работу. 16 апреля 1942 года с конвейера сошла первая коробка скоростей - пущен первый цех завода. За два дня до Первого Мая 1943 года собрали первый двигатель. Миасский автомоторный завод вошел в строй действующих предприятий страны. Задание Родины было выполнено: с конвейера стала выходить продукция, необходимая фронту. Сильянов М.К. работал контролером ОТК 8 разряда, затем мастером ОТК, старшим мастером ОТК, он не только браковал дефектные детали, но и помогал исправлять ошибки рабочих. По решению правительства с февраля 1943 года Миасский автомоторный завод был переименован в Миасский автомобильный завод. Началась вторая трудовая атака. Строили новые цеха, строили дома, бараки, школы, техникум, баню. Обустраивали город. 21 июня 1944 года "Миасский автомобильный завод" переименовали в "Уральский автомобильный завод". День 8 июля 1944 года стал для всех особенным днем. Уральский автомобильный завод ""Урал-ЗИС" выпустил первый автомобиль"ЗИС-5В". До сих пор в нашем городе этот праздник считается одним из главных праздников и отмечается каждый год. В этот день на заводе был праздник, провели митинг, но работу никто не отменил. Все кричали "Ура-а-а-а". Кто-то радостно смеялся, кто-то радостно плакал. все старались подойти к автомобилю, каждому хотелось дотронуться до него, каждый видел в этом автомобиле долю своего труда. Затем был праздничный полдник: выдали по яйцу и ломтику сыра. Первый железнодорожный эшелон отправился на фронт 20 июля 1944 года. Автомобиль "ЗИС-5В" с любовью назвали "Захаром" за простоту и надежность. Этот автомобиль очень полюбился советским солдатам. Тысячи солдатских жизней спас "Захар". Автомобили направлялись на все фронты Великой Отечественной войны, На них монтировались знаменитые катюши, на их шасси делались топливозаправщики, полевые мастерские, понтонные автомобили. Они трудились на войне рядом с горьковскими "газиками" и американскими "студебекерами", добывая славную победу на полях сражений. В Миассе на Предзаводской площади около завода стоит памятник "Захару". За один год после выпуска первого автомобиля завод выпустил 6800 таких же автомобилей. А потом был долгожданный День Победы 9 мая 1945 года! Все будто помолодели, сбросив с себя тяжелую ношу. Даже не верится, что радость делает людей совершенно другими. Люди не могли узнать друг друга. Сильянов М.К. участвовал в освоении производства различных двигателей, Наставник молодежи, он передавал свой опыт молодым рабочим. Отличник соцсоревнования 1954 года. Ветеран туда. Награжден: - медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне1941-1945гг" - от 06.06. 1946 года, -медалью " В память 800-летия Москвы" - от 06.12. 1948 года, -медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина" - от 15.10.1970 года, -Почетной грамотой Комитета комсомола Уральского ордена Трудового Красного знамени автомобильного завода "За активную общественную работу по коммунистическому воспитанию молодежи" от 01.04.1968года, его имя и фотография внесены в "Энциклопедию" Автомобильного завода "Урал". Михаил Ксенофонтович ушел на пенсию в 1966 году. Он не сломался под жестокими ударами судьбы и сохранил достоинство до последних дней своей жизни. Умер на 67 году жизни 14 июля 1973 года. Вместе с женой Симакиной Верой Васильевной (30.09.1906- 20.05.1977) они прожили 47 лет, воспитали шестерых детей. Симакина Вера Васильевна тоже работала на Уральском Автомобильном заводе слесарем-сборщиком моторов с 1949 по 1956гг. Была стахановкой. Ее портрет был на Аллее Славы, награждена "Медалью Материнства" первой степени от 27 июня 1950 года. В 1956 году ушла на пенсию в 50 лет, как Мать - Героиня. Добавить артефакт к фотографии Добавить историю к фотографии |
Информация | Видео по проекту |
Как отправить фотографию | Как записать аудиорассказ |
Отправить фотографии | Прослушивание аудиорассказов |
Фотографии с историями | Фотографии с аудиорассказами |
|