Кропачев Петр Ионович

Найти информацию на «Мемориале»

Кропачев Петр Ионович

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 245
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945, Кропачев Петр Ионович,
***
ПЕРЕПРАВА
Село, в котором родился и рос Петр Кропачев, носило название сладкое —Пряничково. Но жизнь отца Петруши — Иона Кузьмича, как и многих его односельчан, была далеко не сладкой. Три года империалистической да столько же гражданской войны тяжким бременем легли на все народное хозяйство.И чтобы как-то прокормить семью, Ион Кузьмич приобрел еще Две специальности: столяра и портного.Не знал он тогда, что тяга к новому станет в семье Кропачевых, наследственной. Пришло время, и Петр вступил в комсомол,научился водить трактор. Когда началась Великая, Отечественная, сел за баранку полуторки. Воевал под Москвой, а потом от столицы нашей Родины Москвы на тысячи километров пролегли дороги Петра Кропачева на запад.На войне легких дорог и легких дел не бывает. Но любое боевое задание, независимо от сложности и опасности, водитель Кропачев выполнял старательно и надежно.Однажды ой получил задание: во что бы то ни стало доставить в подразделение бензин. Машина не выдержала нагрузки бездорожья -стала. Петр Ионович снял с кузова полуторки 200-литровую бочку бензина и покатил в свою часть.Это был адский труд. И продолжался он на расстоянии пяти километров. Но бензин был доставлен в часть вовремя, и за это Петру Кропачеву объявили благодарность. И до конца своих дней, вспоминал эту мартовскую поездку 1943 года.Начальник штаба части тогда сказал:—Задание: срочно доставить на передовые позиции 50-й армии командиров взводов.И Кропачев поехал.Мартовские прифронтовые дороги...Кто по ним ездил, тот знает, что это такое. Кажется, они были из одних колдобин и грязи. И трудно сказать, больше ли ехали, дальше ли вытаскивали на руках полуторку те младшие командиры. До штаба 50-й армия, все же благополучно доехали. А там получил Кропачев новый приказ: развести командиров по КП частей. Выполнил и этот, вернулся в штаб 50-й армии уже ночью. А там его ждали с новым приказом:везти в Ново-Троицк генерала А. П. Белобородова. Было часов двенадцать, когда полуторка Кропачева подкатила к переправе через реку Угру. У переправы —настоящее столпотворение. Перемешались части пешие, колесные, и все это орет, гудит.—Узнай-ка, братец, что там,—говорит Белобородов.Кропачев узнал: посреди переправы, передкам в низ, зависла автомашина. Да не в этом главная беда —мост заминирован, а саперов нет.—Это не дело, —говорит -генерал Белобородов.—Если немец обнаружит весь этот содом —одно месиво сделает из всего,—и вылез из кабины.Быстро нашел командиров, -дал команду рассредоточиться.—Но переправа по-прежнему бездействовала,—вспоминает о той поездке Кропачев. —И тут меня словно кто подтолкнул —обращаюсь к генералу: «Разрешите мне, товарищ генерал, разминировать переправу», «Сапером был?»—спрашивает.—Никак, нет, —отвечаю. —Только когда был на курсах младших лейтенантов, знакомили нас со всей этой премудростью».Разрешил мне генерал Белобородов взяться за разминирование (другого все равно не было), только посоветовал быть внимательнее и осторожнее: дело само по себе не простое, а тут еще кругом вода и темнота.Приступил я... Шел от опоры к опоре, обрезал шнур за шнуром, доставал взрывчатку,передавал шедшим за мной солдатам. Вот и последняя опора...Скинули с моста зависшую автомашину, залатали пробоину в мосту, и переправа заработала.Отыскал на берегу свою полуторку, привел себя в порядок после холодного купания, сел за баранку...По дороге генерал спрашивает: «Ты хоть представляешь, какое важное дело сделал?»—«Представляю, —отвечаю.—Как его не представить: фронтовое». Рассмеялся генерал. Потом говорит: «Фронтовое... Это ты, пожалуй, верно,определил.—Это же единственная переправа, через нее весь наш фронт снабжается»... Помолчал еще генерал и продолжает так тихо: «На такое решаются не все, а только те, кто готов на подвиг ради победы...».Не сразу дошел до меня смысл сказанного. Думал: ну что тут, разминировал и разминировал, пускай и ночью... Уж потом понял: генерал же давал этими словами высокую оценку тому, что я сделал на мосту. Даже жарко стало от такой мысли...Но до места генерала Белобородова Кропачев тогда так и не довез —сломалась машина. Уходя, генерал все же спросил: «А не страшно было, Кропачев, идти на такое дело?». Пожал плечами шофер. «Не знаю», —ответил.—Может, и было. Только я о том, как быстрее разминировать, думал...». «Да, главное, дело»,—сказал генерал. И на прощание крепко пожал шоферу руку.А от Москвы путь Петра Ионовича лежал потом к Варшаве, Кенигсбергу, Будапешту и Праге...Долог был и труден этот ратный путь.
И отмечен был Родиной многими боевыми наградами.

А. БАБИН, общественный корреспондент

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии