Кирсанов Дмитрий Александрович

Найти информацию на «Мемориале»

Кирсанов Дмитрий Александрович

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Златоуст, конструкция № 21
Родился прадедушка 22 октября 1910 года на станции Кропачево, тогда еще Миньярского района. Детство у него было нерадостным. Отец умер, когда ему было 6 лет, а мамы не стало в 11 . Он и его старшие сестры Марфа и Пелагея остались круглыми сиротами. Выживали, как могли в то нелегкое революционное время. Прадед рассказывал, что питались чем придется, и нанимались разнорабочими в семьи односельчан, где за еду, где за ночлег. Так продолжалось вплоть до 5.4.1929 года (ему было тогда 18 лет), пока прадедушка не перебрался в г.Миньяр, где устроился на завод «Главметиз» печником — отжигальщиком. Тогда же он впервые сел за парту и «получил» 2 класса образования. Через два года, в ноябре 1931, Кирсанов Д.А. был призван в ряды Красной Армии Ленинградским РВК, в артиллерийские войска, где после обучения ему вручили удостоверение артиллериста. В декабре 1933 снова вернулся на завод в цех холодной прокатки. Вскоре он познакомился с молоденькой красавицей Изюмовой Анной Петровной, которая стала моей прабабушкой. Семья прадедушки и прабабушки образовалась в августе 17.08.1934 г.. В 1937 году у них родилась старшая дочь Раиса, через год – сын Борис (умер во время войны от болезни), а еще через год – дочь Валентина. Семья была очень дружная, трудолюбивая. Жить бы да радоваться, но все планы перечеркнула война.

Кирсанов Дмитрий Александрович ушел воевать практически в самом начале войны. 30.09.1941 он был призван в ряды РККА по своей военной специальности, и стал заместителем наводчика противотанкового артиллерийского орудия. Эти части солдаты часто называли «Прощай, Родина!» Как пояснил один из участников Великой Отечественной войны из Орла: « Им в каждом бою было суждено - или остановить врага, или погибнуть ". Часто бывало, что самый первый бой противотанкового расчета, становился его первым и последним боем, устоять против германских панцерваффе с их лучшей в мире оптикой и мощной броней было не просто. Где прадед воевал в эти первые месяцы нам выяснить пока не удалось. Но, безусловно, ему пришлось испытать и горечь отступления, и слезы бессилия перед превосходством немецкой боевой машины. Возможно, именно тогда он с несколькими солдатами попал в окружение, и если бы не скорая помощь наших, быть бы им в плену у врага. Им пришлось несколько суток просидеть по шею в воде, немцы не давали поднять голову. Тогда, в окружении, по приказу командира они сожгли все личные документы и спрятали награды, чтобы в случае плена эти документы не попали в руки врага.
Свою первую награду – медаль «За Отвагу» - прадед получил в боях под Юхновым. В этом районе в 1941 году по существу решалась судьба Москвы: после того, как немцы заняли Юхнов в начале октября, до Москвы наших войск практически не было. И задержав на неделю немецкие войска от Юхнова до Малоярославца, защитники тем самым способствовали организации отпора немцам на ближайших подступах к Москве. В 1942-1943 годах вокруг Юхнова шли тяжелейшие бои. Итоги кровопролитных для обеих сторон боев под Юхновом, Ржевом и Сычевкой весной 1942 г. не только подвели черту под Московской битвой, но и во многом предопределили последующий характер боевых действий на западном направлении вплоть до 1944 г.[3] Прочно удерживая свои позиции и ведя наступательные бои, войска Красной Армии в районе Юхнова сковывали значительные силы противника. Даже во время поражения под Сталинградом фашисты не могли снять отсюда ни одной своей части... За героизм и отвагу, проявленные при освобождении Юхнова и района сотни отважных бойцов и командиров получили правительственные награды. Среди них был и мой прадедушка – Кирсанов Дмитрий Александрович. Вот как его подвиг описан в приказе командира 1593-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка Резерва Главного Командования подполковника Щербинко: «В боях под городом Юхновым в 1942 году, доставляя донесение в штаб части, мл. сержант Кирсанов подвергся нападению со стороны 4 гитлеровцев, предложивших ему сдаться в плен. Действуя гранатой и винтовкой, Кирсанов уничтожил 3-х из них, а четвертого, вместе с пакетом, доставил в штаб части. Получив два ранения, одно из них тяжелое, отказался уйти с поля боя и остался до конца операции». То, что прадеда наградили именно этой наградой, говорит о многом. Медаль «За отвагу» с момента своего появления стала особо популярной и ценимой среди фронтовиков, поскольку ею награждали исключительно за личную храбрость, проявленную в бою. «Награжденные медалью должны подавать личный пример храбрости, мужества и отваги в борьбе с врагами Советского государства и служить образцом для других граждан при исполнении государственных обязанностей». Это главное отличие медали «За отвагу» от некоторых других медалей и орденов, которые вручались «за участие». Эта награда являлась высшей медалью СССР и оставалась таковой до распада Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 2424-1 медаль оставлена в системе наград Российской Федерации. Учреждена вновь Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 года № 442.
Из этого документа я узнал, что в 1943 году прадедушка служил в 1593 истребительно-противотанковом артиллерийском полку Резерва Главного Командования. Эти полки были созданы «по приказу НКО СССР № 0528 от 01.07.1942 за подписью И. В. Сталина, организационно оформивший выделение противотанковых артиллерийских частей (теперь они стали именоваться истребительно-противотанковыми артиллерийскими полками, дивизионами и батареями) из других видов артиллерии. Полки были сформированы в короткие сроки и сразу брошены в бой. Усовершенствование системы советской противотанковой обороны было отмечено противником. Она получила у немцев наименование «пакфронт».
Истребительно-противотанковые полки РГК бросались на самые ответственные участки фронта. Вместе со своим полком прадедушка участвовал в Сталинградской битве. После Сталинградской битвы его полк вошел в состав 47 армии Степного фронта Первого Украинского фронта, который начал наступление на Курской дуге. У дедушки с юности осталось одно яркое воспоминание. В преддверии Дня Победы шел премьерный показ телефильма «Освобождение». Прадед смотрел на экран неотрывно и молча, а потом разрыдался. Прабабушка, не выдержав, отключила телевизор, а он закричал: «Включи! Ты там не была. Там же, на Курско – Орловской дуге, земля горела! Ступить было нельзя – всюду кровь…» По его воспоминаниям, бои шли непрерывно, и однажды, смертельно устав после 18 -дневного боя, он заснул мертвым сном рядом со своим орудием, а когда проснулся - обнаружил, что пропала у него медаль «За боевые заслуги» вместе с документами. В горячке сражений не было времени восстанавливать эту потерю. А за Курскую битву прадедушка был удостоен орденa Отечественной войны 2 степени приказом 47 армии от 26.10.43. Им награждались «лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.
Продолжая наступление, его полк освобождал родную землю. И, не жалея себя, продолжал воевать мой прадед. Уже старший сержант Дмитрий Кирсанов вновь был представлен к высокой награде – ордену Красной звезды. Из наградного листа: «Старший сержант Кирсанов во время прорыва укрепленной линии обороны противника 24.12.43 проявил отвагу, мужество и умение. Его орудием уничтожено: 2 средних танка, 1 бронемашина и 7 автомашин с войсками и грузом противника. Кирсанов достоин награждения орденом Красной звезды. Командир полка Герой Советского Союза полковник Щербинко». Но эту награду прадедушка не получил. Видимо, ее заменили на другую – второй орден Отечественной войны 2 степени от 24.02.44. Этот орден прадедушке вручал сам командующий Первого Украинского фронта Николай Федорович Ватутин. Данный момент прадедушке очень запомнился, потому что он сказал командующему, что такая награда у него уже есть, лучше бы другую. На что Н.Ф.Ватутин ответил: «Не торопись солдат, до конца войны еще успеешь и другую получить».
В составе Первого Украинского фронта старший сержант Кирсанов Д.А. дошел до Германии. Но брать Берлин ему не пришлось. За 60 километров до логова врага он был тяжело ранен, и победу встретил в военном госпитале. Насколько тяжелым было ранение, говорит тот факт, что в госпитале он пролежал больше полугода, так как домой вернулся только в декабре 1945 года. Прабабушка говорила, что все его тело было в шрамах – осколки прошили его как решето. Эти железки с острыми краями многие десятилетия выходили из тела солдата.

Сразу после демобилизации прадед вернулся на свой завод, в свой цех, где работал до самой пенсии. И в тылу он был таким же самоотверженным и добросовестным. Доказательством этого являются его трудовые награды. В 1949 году Кирсанов Д.А. был награжден медалью «За трудовое отличие», а в 1951 – «За трудовую доблесть». Они вручались за «самоотверженный творческий труд, перевыполнение норм выработки, плановых заданий и социалистических обязательств, повышение производительности труда и улучшение качества продукции». Эти две трудовые медали можно сравнивать с их боевыми аналогами — медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Прадед не раз становился «Отличником социалистического соревнования». Славился в городе грамотным печником, сложенные им печи долгие годы согревали дома односельчан. После войны у прадеда и прабабушки родилось еще пятеро детей, в их числе и мой дедушка. Семья была большая и дружная. Очень любили праздники, но самым главным праздником был и остается праздник День Победы. Во время парада прадедушка всегда выступал знаменосцем. После участия в городском параде, все дружно собирались за накрытым столом, встречали гостей, пели песни.
Умер Кирсанов Дмитрий Александрович в 1975 году. Ему было всего 65 лет. Четыре года страшной войны, два тяжелых ранения не прошли даром. Врачи сказали, что его сердце было полностью изношено. Он отдал его нам, чтобы мы жили и помнили.

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии