Дёмин Александр Михайлович

Найти информацию на «Мемориале»

Дёмин Александр Михайлович

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Магнитогорск, конструкция № 6
«Последнее письмо»
Единственную весточку с войны в семье Деминых хранят, как зеницу ока
А было Александру всего 28 лет…
«Писано 25 августа 1942 года.
Добрый день, многоуважаемые Папа, Мама, Лида, Клава, Валя с детками, милая Нюся с дочкой Риточкой и сыном Боречкой.
Сообщаю вам, что я в настоящее время жив и здоров (пока пишу письмо), чего и вам желаю. Письмо, писанное Валей с Лидой, я получил, за которое сердечно благодарю. Сейчас я чувствую себя хорошо, поэтому и решил вам побыстрее ответить, а часам к двум дня ожидаю «Марию – малярию», она меня сейчас посещает через день и здорово треплет, а температурю по 40 – 40, 5 градуса. А вообще, по состоянию целости я в порядке – все благополучно, ранение зажило и сейчас уже не беспокоит.
Я, между прочим, сегодня собирался на комиссию, но пока не выписывают. Значит, я до субботы проживу обязательно, а если малярия будет продолжаться, то, возможно, пролежу с неделю, а то еще больше. А насчет разрешения по лечению дома и вообще о переводе в госпиталь поблизости с домом – такие просьбы вообще не разбираются.
Что же это моя дочка Риточка болеет, бедная девочка. Риточка, надо побыстрее поправляться – болеть очень вредно, и надо быть здоровой. Желаю тебе доброго здоровья, веселой жизни. Вот война кончится, я приеду домой, и опять начнется наша жизнь: будешь ходить к папке на работу.
Ну, у меня жизнь сейчас, надо сказать, очень однообразная – палата одна и та же. Каждый день на фронте куда веселее. В середине июля мы выбили немцев из Вереек, да так, что они побросали все свои манатки. Линия была у них сильно укреплена: очень много было пулеметных точек, артбатарей и минометов.
Так, благодаря стремительному комбинированному удару наших частей, они побросали у своих блиндажей все трофеи и, отойдя на 7 – 8 км, заняли оборону и вызвали свою авиацию, в которой они в данном случае и имели свою силу. Для того чтобы не допустить дальнейшего наступления, немцы бомбили нас ежедневно с восхода и до заката солнца. Налетит штук 12 бомбардировщиков над линией фронта, и начинают бомбежку поочередно – первый бросит 15 - 17 бомб, за ним – второй, третий и так далее. В общем, сотни полторы. Потом снова залетают – верно, успех незначительный – так как все прячутся в щели (земля – матушка родная спасает) и поражение только при прямом попадании в щель, что очень редкое явление. Но зато весело, потому что, когда летят, бомбы очень весело поют. И вообще поле оглашается сплошным гулом, верно, это им тоже так с рук не сходит, а обходится ценой соответствующих потерь от зениток и группового огня. А вот, когда начинает работать наша «Катюша», то для немцев и музыка еще интереснее, так как артзвуков она не издает, она работает без шума, но не остается необстрелянным ни одного квадратного метра. Так вот дает жизни. А бьет она без промаха и только по скоплениям и позициям.
А ночь на фронте, что на большом грандиозном гулянии. Ракеты всевозможных цветов освещают местность в течение 10 – 15 минут, как днем и фейерверки, которые получаются от работы «Катюши».
Ну ладно, как говорят старые люди, Бог даст – закончим войну, приеду и расскажу немало интересного. В письме так не опишешь. Я работал начальником связи танкового батальона, на передовой бывал не особенно часто, но фрицев десяток уложил.
Ну, пока все, ожидаю гостей, целую крепко – крепко. С приветом А. Демин».
Это последнее письмо с войны, которое прислал родным гвардии лейтенант начальник связи Александр Михайлович Демин. Лишь спустя четыре десятилетия удалось Борису Александровичу и Маргарите Александровне разыскать могилу отца. Там, на главной площади села, возвышается сегодня огромный обелиск, на плитах – сотни фамилий, целые семьи и его - самое родное имя.
От местной учительницы узнали родные о трагических событиях военного февраля.
Советские солдаты взяли с боем Анастасиевку, но враги окружили село. Наше подкрепление так и не пришло. Несколько часов свободы стоили воинам и мирным деревенским жителям, помогавшим смельчакам освободителям, слишком дорого: их согнали в огромный сарай и расстреляли. Еще живых, а были среди них и дети, «добил» мороз. Но на этом варварство не закончилось. Спустя несколько дней к сараю согнали анастасиевцев и заставили рубить уже окоченевшие тела. И лишь спустя полгода наши войска принесли жителям села долгожданное освобождение.
А вот жена Александра Демина, Анна Федоровна, так и не узнала, где похоронен ее любимый. До конца своих дней хранила она два извещения: о том, что ее муж пропал без вести и второе – «был убит в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество». Навечно «обвенчали» их лишь горсти земли с могил в Магнитогорске и Анастасиевке.
Каким он был, магнитогорец Александр Демин, один из многих не вернувшихся с войны?
- От мамы мы знаем, что он был замечательным, веселым человеком, - рассказывает сноха Галина Михайловна Демина, которая предоставила бесценный семейный материал.
- Александр Михайлович работал техником в радиохозяйстве кинотеатра «Магнит» На фронт был мобилизован в июле 1941 года. Говорят, он имел много талантов: играл на балалайке, баяне, был балагуром и заводилой.
Сотни раз в семье Деминых перечитывалось последнее и единственное письмо солдата. Его знают назубок все, даже внуки. И уже на свой счет относят они слова деда: «Желаю тебе доброго здоровья, веселой жизни».
Александр Демин погиб 22 февраля 1943 года близ села Анастасиевка.
Через юных следопытов (есть письмо к ним) Демины узнали о местонахождении братской могилы, где был похоронен Александр Демин (есть фото 1984 года, где сын и дочь у братской могилы отца). А до этого он считался без вести пропавшим.

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии