Шишкин Степан Иванович

Найти информацию на «Мемориале»

Шишкин Степан Иванович

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Троицк, конструкция № 6
Мой дед Шишкин Иван Степанович, участник Великой Отечественной войны. Снимок сделан 12 июля 1942 года. (Мухина Ирина Витальевна, школьный психолог МАОУ "Гимназия № 23")
Дивизионный разведчик
Народная пословица гласит «Тогда человека узнаешь, когда пуд соли вместе съешь». На фронте суть этой пословицы перефразировали примерно так: «Хочешь узнать человека – возьми его в разведку».
Степан Иванович Шишкин не раз проходил испытания на «качество» по этой формуле и знает ей цену.
Февраль 1942 года. Волховский фронт. 311-я резервная стрелковая дивизия. Подходя к блиндажу, где находилось командование дивизии, Степан недоумевал: зачем его, сержанта саперного взвода, вызвал начальник штаба? Спустился в траншею, распахнул дверь. В полумрачном свете керосиновой лампы у карты, расстеленной на столе, стоял невысокий плотный человек в полинявшей шинели с петлицами майора. Степан вскинул руку к пилотке, представился:
- Товарищ майор, сержант Шишкин по вашему приказанию прибыл!
- Подходи, сержант. Ты знаешь, зачем я тебя вызвал?
- Не догадываюсь.
- Переводим тебя в разведку. Стажироваться времени нет, освоишься по ходу дела.
Не знал Степан, радоваться или грустить. Слишком неожиданным было приказание. В глубине души он завидовал разведчикам: их одевали теплее, кормили лучше. Но ведь в службе разведчика и риска больше. Все это промелькнуло мгновенно в мыслях, а майору он отчеканил:
- Есть в разведку!
Так все началось. Достать «языка» - нелегкое дело. На задание выходили ночью, группой в пять-шесть человек. Но прежде чем идти, надо было пронаблюдать смену часовых у объекта, подходы и прочие серьезные мелочи, особенности местности. А подгонка снаряжения, маскировка – все могло оказать влияние на успех вылазки. Потому Степан говорил ребятам: «Разведчик в деле должен быть как струна: натянутым, но только не звенеть».
За годы войны много немцев «выудили» они с передовой. 311-я дивизия в составе 4-й армии занимала оборону на участке между городами Кириши и Мга. Местность лесистая и болотистая. Для техники труднопроходимая. Кто воевал на Волховском фронте, наверняка знает местечко, которое получило название «смерть-поляна». Это большая лесная поляна получила такое название потому, что, являясь самым удобным местом для наступления, несколько раз переходила из рук в руки. И наших солдат, и фашистов много там полегло.
Начало 1943 года было ознаменовано массированными наступлениями советских войск на всех фронтах. Стали готовить наступление и на Волховском фронте. Как-то Степан, проходя мимо КП дивизии, увидел группу военных в генеральских папахах. Среди них он сразу узнал К.Е. Ворошилова. Ну, подумал разведчик, если командующий здесь, значит скоро будем наступать. И не ошибся в своем предвидении. На следующий день вызвали его в штаб:
- «Смерть-поляну» знаешь?
- Знаю.
- Так вот, Вам предстоит обеспечить танковый прорыв на этом участке. Ребята твои все саперному делу обучены?
- Все.
- Ну, и отлично. Завтра на рассвете приступите. Артиллеристы почву вам заранее подготовят.
Утро 13 февраля. Обычная предрассветная тишина. Степан выглянул из траншеи, огляделся. Впереди прославленная поляна. Серый полумрак светлеющим с востока небом прижался к снегу, и снег кажется грязным. Вот справа и слева в воздухе повисли сигнальные ракеты , и через минуту тишину разметали в клочья разрывы снарядов на стороне противника. Началось.
- Отделение, вперед! – скомандовал Степан, и, опершись на автомат, первым выскочил из траншеи.
В своей линии обороны проходы были подготовлены заранее. Двинулись короткими перебежками. Немцы, всполошенные артподготовкой, открыли бешенный огонь по передовым позициям. Трассы очередей, словно разрубленные на части лучи, свистели в воздухе, прижимали к земле. Пришлось ползти по жесткому, изрытому воронками снегу. Снаряды стали падать и за спиной, и сбоку. Значит, немцы тоже ввели в бой артиллерию. Степан мог определить по полету место падения снаряда. Вот идет с воем – перелет. А вот этот, «паф… паф…».
- Ложись! - крикнул он по привычке, потому что такой звук характерен для близкого падения.
Через мгновение толчком воздуха его вдавило в снег. Но взрыва не было слышно. Подняв голову, он все понял: в трех шагах упал тяжелый снаряд и не разорвался. Видать, меченными родились, пошутил Степан.
Когда подобрались к немецким минным полям, прощупывавший местность справа, первый обнаружил мину.
Осторожно раскопали снег. Мина оказалась противотанковой. Вывернули взрыватель и, отбросив ее в сторону, установили первый флажок, обозначающий проход. Через полчаса полоса в минном поле была офлажкована. Вздымая за собой буруны снега, устремились вперед танки.
Ошеломленные внезапностью прорыва, фашисты выскакивали из траншей с криками «рус!», «рус!», бежали к лесу, спотыкались и падали, настигнутые пулями. Развернув наступление 13 февраля на участке Кириши-Мга, наши войска отбросили противника на 60 километров. За успешное выполнение задания разведчики были награждены орденами Красной Звезды.
Как-то перед Днем Красной Армии зашел Степан к начальнику политотдела и сказал просто: - Комсомольский стаж вышел, хочу вступить в партию.
Через три месяца ему вручили партбилет.
9 февраля 1944 года боевой путь разведчика оборвался. Тяжелое ранение в ногу разрывной пулей в одной из разведок надолго вывело его из строя. Но не перестало биться сердце коммуниста, в партбилете которого указана дата вступления: «1943».
На швейной фирме многие знают этого человека. Работает он в раскройном цехе механиком-наладчиком оборудования. Коммунист старой закалки, он весь свой опыт передает молодым, и у него есть чему поучиться. Правда, далеко не многие знают о его военной профессии – старый солдат скромен.

В.Еремин, член литобъединения «Степь»(статья из газеты от 9 апреля 197.. года №59)






Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии