Найти информацию на «Мемориале» |
Григорьев Вадим
Наша семья с 1941 года пыталась узнать судьбу сына,брата...
Далее перешло к более дальним родственникам,я - третье поколение и Вадим является для меня дядей,старшим братом отца.Много версий было,много слухов,сколько не писали и куда : или отписки, или просто не было ответов...А ведь с каждым годом искать все труднее и труднее..Уходят живые свидетели той грозовой эпохи и с каждым годом их все меньше и меньше.Мне не давала покоя безызвестность,узнать его судьбу было завещано моей бабушкой,его матерью.Более 30 лет я вела поиски и вот,наконец, усилиями многих незнакомых мне людей(благодаря инету!),некоторые из них под никами,удалось сложить,как пазл,тот ,далекий ныне ,грозовой июль 1941 года.Правда,дата гибели расходится :24 июня,30 июня,3 июля,24 июля(в похоронке).Я склоняюсь ближе к воспоминаниям непосредственного участника того боя Богданова Н.Г. - командира экипажа,где летал Вадим....28 июня командир 212 ДАБП 42 БАД полковник Голованов получил срочную радиограмму,прочитав ее сказал:" -Танковые соединения Гудериана прорвались к Бобруйску,захватили его и начали форсировать Березину.Нам приказано немедленно ..."Через час десять звеньев -тридцать машин- поднялись в воздух и взяли курс на запад,в район города Бобруйска, чтобы нанести бомбовый удар по танковым и механизированным войскам противника и по переправам через Березину.Несколько одиночных самолетов улетели на разведку.У Бобруйска и на переправах противник оказал сильное сопротивление.К вечеру,вслед за последними возвратившимися на аэродром самолетами,с запада накатилась мощная гроза,хлынул ливень,продолжавшийся всю ночь.Аэродром раскис и пришел в полную негодность.Поэтому 29 июня на задание не летали.День 30 июня был для нас снова днем тяжелых потерь- 11 самолетов,большая потеря для одного полка.Не вернулись самолеты комэска-1 майора Починка,ст.лейтенанта Яницкого,лейтенантов Ищенко,Чумаченко,Антонова,Клебанова,Осипова,Ковальчука.Под зенитным огнем погибли экипажи И.Белокобыльского и комэска-4 В.Вдовина. К 3 июля в нашей эскадрилье осталось два экипажа из 10.В этот день мне и Якову Михееву было приказано нанести удар по колоннам танкового соединения противника,прорвавшегося от Бобруйска на Рогачев.Нач.штаба майор Богданов прямо сказал нам,что только от нас зависит,прорвутся или нет немецкие танки сегодня к Днепру.Если прорвутся,то захватят на его правом берегу плацдарм,а наши войска еще не успели организовать там оборону. И пообещал,что нас прикроют истребители. В мой экипаж входили штурман мл.лейтенантт Борис Хомчановский,стрелок-радист мл.сержант Александр Журавский и техник мл.воентехник(мл.лейтенант) Вадим Григорьев,который летал как стрелок у им же установленного хвостового пулемета. Молодой,черноглазый,с копной черных волос,среднего роста,Григорьев был подвижен и энергичен.Самолет и двигатели он знал отлично и исключительно добросовестно готовил их к полету.За все время нашей службы с ним ни одного отказа матчасти в полете у нас не случалось.Когда нам разрешили установить пулемет в хвостовой части,он первым в полку сделал это и никому не уступил чести летать стрелком на своей машине.Он сделал уже три боевых вылета...Нам,бомбардировщикам дальнего действия,приходилось в течение одного дня наносить удары по целям,удаленным друг от друга на тысячи километров.Все события начавшейся войны в нашем сознании объединялись в одно целое - чудовищный огненный смерч,катящийся с запада на восток нашей страны и оставляющий за собой сожженные,дымящиеся города,огромные черные пятна сгоревших полей...Мы были готовы не щадя жизни выполнить любое задание - лишь бы остановить ненавистного врага....Поскольку силы у нас были небольшие - всего два самолета,мы с Михеевым решили ,что нужно как можно дольше оставаться над целью и точнее поражать ее и для этого при каждом заходе на цель сбрасывать только по одной бомбе.Бомбометание решено было начать с головы колонны,чтоб создать пробки на шоссе и бить врага наверняка.После взлета Михеев пристроился ко мне справа.В плотном строю пары мы неожиданно появились над танковой колонной,которая находилась в 10 км от Рогачева.Под небольшим углом к шоссе с высоты 1200 метров мы сбросили первые две бомбы по голове колонны.Молодчина Хомчановский!Бомбы точно поразили цель.И когда совершаем очередной заход,то хорошо видим горящие танки,которые используем как ориентиры.Так проходит 30 минут боя.Мы уже считали,что этот бой выигран нами и боевая задача решена:горящие танки и автомашины плотно забили шоссе, - когда сверху на нас ринулись две пары Ме-109.С боевого курса не свернешь,я продолжаю выдерживать машину строго по прямой...Самолет трясется от длинных пулеметных очередей...Первая атака "мессеров" отбита.Последние бомбы сброшены,нужно уходить.Как бы понимая мои мысли,Михеев буквально прижал свою машину к моей."Мессеры" ,разделившись на две группы,с разных направлений атакуют нас.Мы маневрируем,прикрывая огнем друг друга.Один из "мессеров" нарвался на огненные трассы Григорьева и Журавского,вспыхнул и начал падать.Such they were then Но в следующей атаке "мессершмитты" зажгли самолет Якова Михеева,он в пологом пикировании пошел вниз.Мы остались одни против трех Ме-109.Я беспрерывно маневрировал,стараясь ставить машину в положение,удобное стрелкам...Наши пулеметы замолкли.Убиты Журавский и Григорьев.Поняв,что отпора им не будет,немцы,подойдя вплотную,в упор стали расстреливать нас.Свинцовый ливень обрушился на нашу машину.Убит Хомчановский,разбита вся приборная доска,фонарь моей кабины изрешечен,душит резкий запах серы от зажигательных пуль и снарядов.Но самолет живет...Один из немцев вплотную пристраивается к моей машине справа и кулаком грозит мне,вижу его злорадное смеющееся лицо.От гнева и бессилия в глазах потемнело,я резко накренил самолет и бросил его на врага.Но тот спикировал под меня,зашел в хвост и с минимальной дистанции длинной очередью разрядил пушку в совершенно беззащитный самолет.Самолет вспыхнул,языки пламени струйками потекли в кабину,а через мгновение,непослушный и уже неуправляемый,он перевернулся и стал падать....После резкого толчка при раскрытии парашюта ощутил жгучую боль в правой ноге и тогда понял,что ранен."Мессеры" поочередно проносились надо мной,стреляя из пулеметов.К моему счастью,над танковой колонной появилась пара грозных Ил-2,"мессеры" бросили меня и ринулись в атаку на них... Вот таким был последний бой в жизни Вадима...В августе 1941 ему бы исполнился 21...Итак,Григорьев Вадим Васильевич,рождения август 1920 года,после окончания в 1940 году летной школы в г.Вольск Саратовской обл.,служил в 212 дальнебомбардировочном авиационном полку 42 бомбардировочной авиационной дивизии,за 10 дней войны на его счету 3 боевых вылета и один сбитый Ме-109.Погиб в воздушном бою 03 июля1941,похоронен в пос.Ленино Сычковского с/с Бобруйского р-на Могилевской обл.,захоронние № 3191..К сожалению,только спустя 68 лет стала,наконец-то ,известна его судьба.И в этом мне помогали далекие,незнакомые люди,которые близко к сердцу приняли мою боль,мою память...Низкий им земной поклон. Вечная память героям Великой Отечественной... Добавить артефакт к фотографии Добавить историю к фотографии |
Информация | Видео по проекту |
Как отправить фотографию | Как записать аудиорассказ |
Отправить фотографии | Прослушивание аудиорассказов |
Фотографии с историями | Фотографии с аудиорассказами |
|