Макаренко Иван Савельевич

Найти информацию на «Мемориале»

Макаренко Иван Савельевич

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 61
Иван Савельевич Макареко был удивительным человеком. До войны он был ветврачом, хорошо знал ветеринарную службу, лечил всю скотину в деревне. В 1941 году был призван на фронт. Воевал Иван Савельевич в составе 380 стрелковой Орловский дивизии.
Клавдия Григорьевна (его жена) получила похоронку в феврале 1944 года, в которой было сказано, что Иван Савельевич Макаренко погиб в бою за родину 28 февраля 1944 года в белорусской деревне Яново. Однако позже она получила письмо от Ивана Савельевича, датированное мартом. И еще: в похоронке значилось, что Иван Савельевич погиб в боях за белорусскую деревню Яново Хотинского района, а жители Яново, отлично знавшие ветеринарного лекаря, хором утверждали, что, когда хоронили убитых, «Савельича среди них не было». Клавдия Григорьевна так и умерла, до конца не поверив, что Вани больше нет, и сомнения эти оставила в наследство дочерям. Те, побывав в Яново, взяли по горсточке земли с нескольких братских могил и подсыпали к холмику материнской могилы.
Фотографию на памятник тоже поставили общую: где родители, молодые и красивые, еще вместе. Поставили с надеждой, что хотя бы «там» любящие души наконец встретятся и успокоятся.
А недавно внуки и правнуки Ивана Макаренко развязали узел сомнений. С помощью Интернета выяснили, что есть в Белоруссии неподалеку от Яново еще одна деревня с таким же названием, только в Быховском районе. И выяснилось, что именно в этом Яново и был убит их дедушка в числе 212 бойцов 380-й стрелковой Орлов-ской дивизии 1262-го стрелкового полка. Отыскали страшный документ, свидетельствующий о том, что Яново несколько раз переходило от наших к немцам и наоборот, что трупы павших «предать погребению не представилось возможности».
А поскольку похоронки писались позже, скорее всего, писарь перепутал даты, написав постфактум вместо марта февраль. Вот и получилось, что похоронка датирована февралем, а Иван Савельевич, чье имя в списке погибших стрелков, успел черкнуть домой в первые дни марта. О судьбе останков никто и ничего не знает, документов никаких нет.

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии