Хованов Николай Антонович

Найти информацию на «Мемориале»

Хованов Николай Антонович

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 33
Родился Хованов Николай Антонович 02 марта 1925г., в г. Юрюзань, Челябинской области. А в октябре 1942г. уже был призван на военную службу и направлен в снайперскую школу, в г. Чебаркуль. По окончании её, в январе 1943г. направлен на I Белорусский фронт, в 197-ю стрелковую дивизию, и в её составе начал боевые действия. Здесь получил свою первую боевую награду, медаль «За отвагу»– за то, что вынес раненого командира с поля боя. Ему было присвоено звание младшего сержанта.
В марте 1944г. Николай Хованов стал командиром отделения 73-й стрелковой дивизии 413 полка. Самые опасные задания – охоту за «языками» поручали Хованову и его товарищам. На всю жизнь запомнилась Николаю непроглядная октябрьская ночь.… Уходила группа разведчиков полка, чтобы вернуться с «языком». Старшим захвата назначен 19-летний боец с Урала – Николай Хованов. Ступали осторожно, не видя, чувствовали друг друга, понимали насколько ответственно, необходимо и важно было задание. Подползли они к немецким позициям и, выбрав удобный момент, спрыгнули в окоп. Навалились на немца и, заткнув рот тряпкой, погнали к своим. В этот момент фрицы открыли беспорядочную стрельбу из автоматов и миномётов, насмерть перепуганный «язык» беспомощным мешком упал на землю и не смог больше сделать ни шагу. Тогда взвалил его старший по захвату на плечо и понёс. Что чувствовал Николай в тот момент?! Конечно же, страх! Но не за себя! О себе он даже не думал! Боялся, что шальная пуля или осколок попадут в немца. Что скажет он тогда полковнику, который провожал их в этот нелегкий путь? Как взглянет в глаза? И только когда спрыгнули в свои окопы и Николай убедился, что немец жив и невредим, этот страх исчез, и наступила минутная слабость от всего пережитого.
01 ноября 1944г. Николай Антонович Хованов был награжден орденом «Красного знамени». Памятным для него стало не только вручение награды, но и встреча, которая произошла после награждения. Подошёл к нему паренёк, да стал расспрашивать: откуда он родом? Давно ли воюет? «С Урала я, из небольшого городка – Юрюзань. Ты про такой и не слышал, наверное, – ответил Николай». «Как же не слышал, если я из Катава?– засмеялся офицер. Здорово, землячок!» Парни обменялись адресами, вспомнили родные места. И попросил Григорий (так звали офицера) Николая обязательно побывать у его родителей, если случиться вернуться ему домой первым. А пока гремели бои.… И, Николай Антонович был приставлен к ещё одной награде – за форсирование реки Нарев, что близ границы Белоруссии с Польшей. Его группе был поручен отвлекающий манёвр. Заняв оборону, солдаты должны были весь огонь гитлеровцев принять не себя и стоять на смерть, пока основные силы дивизии ударят по врагу в другом месте. И тут полился свинцовый дождь из автоматов и пулемётов.… Каким чудом Николай остался жив после такой кровавой бойни? Наверно известно одному Богу. Но приказ командования был выполнен и заблестел на гимнастёрке сержанта Хованова второй орден «Красного знамени».
Николай Атнотович не только отважно воевал, но также трижды был ранен, а после госпиталя опять возвращался на фронт. И вот уже вели его боевые дороги по землям Восточной Пруссии, к городу-крепости Кенигсберг. За штурм которой получил Николай ещё одну медаль – «За взятие Кенигсберга».
Кроме того, Николай Антонович за время службы получил девять благодарностей от Верховного Главнокомандующего. И в дополнение ко всем наградам – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Но не сразу после Победы попал Николай Антонович домой на Урал. Местом его послевоенной службы был город Баку, где старший сержант пехотинец сменив специальность, стал артиллеристом. Служил Николай Антонович на совесть, вот что о нём писала в 1947г. одна военная газета: «…07 ноября – день всенародного торжества. Ровными рядами построились войны Н-ской части. Замерли шеренги. Чеканя шаг, лучшие войны части проносят перед строем боевое знамя. Впереди идёт прославленный воин Герой Советского Союза старший лейтенант И.П. Репин. В двух шагах от него следует старший сержант Николай Хованов. Два ордена «Красного знамени», боевые медали ярко повествуют о его безупречном служении Отчизне. Тридцатилетие Великого Октября Хованов ознаменовал отличными успехами в учёбе. Как лучший из лучших Хованов назначен знаменоносцем части…»
В 1948г. ушел Николай в запас, приехал в г.Катав-Ивановск. Работал на литейно-механическом заводе, позже окончил курсы водителей и перешёл в автотранспортное предприятие. Через несколько лет познакомился с девушкой – Ергуновой Анфисой Александровной. И вот пришёл Николай Антонович к родителям Анфисы, просить её руки. И увидел на стене фотографию – парень в шапке-ушанке… Что-то неуловимо знакомое было в лице этого парня. Где же он его видел? Не помнил.… Но ведь видел где-то! И вот смотрел на него вопросительно с фотографии его земляк, с которым встретился он в годы войны далеко от дома, на пути в Берлин. «Кто это?»– спросил он у будущей жены. «Да брат это мой Гриша, – услышал он в ответ. – Погиб он, перед самой Победой!» Ещё не веря своим глазам, спросил он номер полевой почты. И отец Анфисы ответил: «1005р». Это был номер их полевой почты! «Вот и встретились,– подумал Николай. Встретились, как и договаривались в доме родителей, только очень печальной оказалась эта встреча».
Прожили Анфиса и Николай всю свою жизнь вместе. Годы их шли, наполненные трудом и обычными для всех семейными заботами и радостями. Построили дом, вырастили детей, помогали растить внуков. За мирный труд Николай Антонович тоже имел немало благодарностей и почетных грамот.
Николай Антонович умер 26 февраля 1999г. Не дожив до своего 75-летнего юбилея всего лишь несколько дней. Мы, его дети, внуки и правнуки безмерно горды его геройскими подвигами в годы войны и доблестным трудом в послевоенное время. В наших сердцах он будет жить всегда.




Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии