Лукманов Михаил Сергеевич

Найти информацию на «Мемориале»

Лукманов Михаил Сергеевич

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 106
Лукманов Михаил (Минулла) Сергеевич родился предположительно в 1915 году, на территории Казанской, либо Уфимской губернии. В возрасте 3-4 лет попадает в Челябинский детский дом в составе эвакуированных детей из голодающих районов. В 20-е годы усыновлен семьей зажиточного крестьянина Сагитьяна Лукманова из с. Кунашак Челябинской области, впоследствии раскулаченного и осужденного 22 апреля 1931 по ч. 10 ст. 58 УК РСФСР.
В результате семья Михаила вынуждена бежать в г. Красноуральск, откуда он и был призван в сентябре 1938 г. в ряды РККА. До 1943 года службу проходил в Забайкалье в составе 51 погранотряда, 188 Аргунского полка. Во время формирования новых дивизий их полк вошел в состав 106 Забайкальской стрелковой дивизии.
После формирования дивизия направлена на Западный фронт. 1943 год, Курская дуга, Брянское направление. Здесь в течение трёх месяцев наши войска укрепляли оборону перед крупнейшей битвой второй мировой войны.
Выстроенное в три эшелона боевое построение, глубина обороны — 25 км. 106-й дивизии предстояло отразить мощнейший удар врага, обороняясь в составе первой линии.
Множество самых разных воспоминаний о том времени отложилось в памяти Михаила Сергеевича, но одно из самых ярких, это конечно воспоминание об удивительной встрече, которая произошла тогда.
Мишка Уральский (так называли его в полку) совершенно случайно оказался в наряде с молодым парнишкой Василием Соколовым. Разговорились. Оказалось, что оба — из Челябинской области. «Когда начали уточнять, откуда, чуть не расплакались, – вспоминал Михаил Сергеевич, – выяснилось, что жили в одном районе, Василий — из села Большой Куяш. Так я в тысячах километрах от родного дома, на передовой, встретил земляка».
После такой встречи Михаил убедил командование полка перевести Василия в его подразделение, ведь вместе и воевать легче.
«5 июля 1943 года – это утро я запомнил на всю жизнь… Щебетание птиц приносившее раньше радость и бодрость, теперь казалось каким-то ненужным и раздражающим. Весь фронт затаился в тревожном ожидании. 4:30 мин. Началось…
Всё смешалось в один оглушительный грохот, как-будто всесокрушающий ураган ворвался в лес. Земля закачалась под ногами. Гром, пыль, свист, дым. Какая атака! Рот невозможно открыть! В зубах песок. Ничего не видно», –
рассказывал Михаил Сергеевич.

«Никогда не верь тому, кто говорит, что не было страшно на войне. У зрелых командиров ноги тряслись, что уж говорить о молодых солдатиках. Бывало прибьются к земле – не оторвёшь. Офицерам приходилось с пистолетом в руках поднимать их в атаку» – продолжал он.
«Где-то через час на нас поползли немецкие танки «Тигры» и штурмовые орудия «Фердинанд», за ними на большой скорости — средние танки, а под их прикрытием пехота на бронемашинах. Атака шла одна за другой семь дней и ночей» — рассказывал дед.
В одном из таких боёв Василий получает тяжелое ранение. Михаил вытаскивал его с того боя, израненного, с перебитой ногой. «Василий не верил, что выживет в том бою, просил меня бросить его там, – вспоминал Михаил, – Потерпи, Вася, медикам тебе передам, они пусть решают, жить тебе или не жить! Там, у медсестер мы и попрощались. Больше я его не видел. В суете боёв не удалось выяснить как сложилась его судьба, да и не у кого, фронт уходил далеко на запад».
А бои продолжались. После боёв под Курском, освобождали Украину. 12 сентября 1943 года, во время форсирования реки, получил Лукманов тяжелое ранение с контузией. Госпиталь в Дмитров-Льговске. В марте 1944-го — снова в строй, но уже в состав 37 отдельной истребительной противотанковой артиллерийской бригады. Участие в форсировании Вислы, прорыве обороны на Сандомирском плацдарме, форсировании реки Одер, бои за освобождение Венгрии, штурм Будапешта.
Победу Лукманов встретил в г. Вац, недалеко от г. Будапешта, демобилизован в сентябре 1945 года. Вернулся домой в январе 1946 года.
Шли годы, страна восстанавливалась от последствий войны. Налаживалась и семейная жизнь, в марте 1946 года Михаил женился. Работал шофером. Семья пополнилась пятью детьми.
В 1968 году, в ходе одной из командировок по району, заехали в контору села Большой Куяш. Вечер был поздний, в здании света по какой-то причине не было. К Михаилу обратился хромой мужчина, попросив закурить. Вытащив из кармана «шоферскую» керосиновую зажигалку Михаил поднес её к лицу человека. Как только слабый мерцающий огонёк осветил их лица, оба замерли в изумлении. – «Мишка! Жив!» — выдохнул знакомый голос того самого Васи Соколова, которого Миша и не надеялся увидеть еще тогда, под Курском. – «Ведь и я не искал тебя! Не верил, что можно было выжить там!» – почти кричал взволнованный Василий.
Так через 23 года и опять случайно встретились два фронтовика-однополчанина. С тех пор до самой смерти, каждый год на 9 мая, Василий Соколов приезжал в гости к Мише и его большой семье, и они подолгу сидели вместе. И Василий, бывало, плакал, вспоминая ту жестокую войну, своих боевых товарищей и тот страшный бой.
Боевые ордена и медали Лукманова М.С. – орден Отечественной войны 2 степени, орден Красной Звезды, медаль «За боевые заслуги», медаль «За победу над Германией», четыре Благодарности от Верховнокомандующего И.В. Сталина.

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии