Кочеров Виктор Фомич

Найти информацию на «Мемориале»

Кочеров Виктор Фомич

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 16
Кочеров Виктор Фомич - командир отделения 2-й стрелковой роты 95-го гвардейского стрелкового полка 31-й гвардейской Витебской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии 3-го Белорусского фронт, гвардии сержант.

Родился 20 ноября 1924 года в селе Богоявленское, с 1958 года – поселок городского типа Первомайский Тамбовской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил в 1942 среднюю школу в Первомайском.

В августе 1942 года призван в Красную Армию. В 20-м запасном полку прошел подготовку, получил специальность снайпера. В сентябре 1942 года направлен на фронт. Боевое крещение получил в боях под городом Ржевом. Затем участвовал в освобождении Белоруссии и Литвы. Отличился при форсировании реки Неман.

12 июля 1944 года батальон капитана Онусайтиса, в составе которого был Кочеров, вышел к реке Неман в районе литовского города Алитус. В ночь на 13 июля 1944 года гвардии сержант Кочеров в составе группы из пяти человек под огнём противника первым форсировал. Гвардейцы уничтожили передовое охранение, захватили окопы, корректировали огонь артиллерии. Отвлекая огонь противника на себя обеспечили переправу основных сил роты и батальона. В дальнейшем бою за удержание и расширение плацдарма было отбито 5 контратак, в ходе которых гвардии сержант Кочеров лично уничтожил несколько гитлеровцев. Был тяжело ранен, но не ушёл с поля боя.

За этот бой все участники первого десанта через реку Неман: сержанты Кочеров В.Ф., Петраков И.И. , Моисеев А.П. , рядовые Кожин П.П., Васечко С.П., были представлены к званию Герой Советского Союза.

После госпиталя вернулся в свой полк, в 1945 окончил курсы младших лейтенантов. Участвовал в Восточно-Прусской операции.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за проявленный героизм в борьбе с немецкими захватчиками при форсировании реки Неман гвардии сержанту Виктору Фомичу Кочерову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (N 5041).

С 1947 года лейтенант Кочеров — в запасе. В 1952 году окончил Куйбышевский машиностроительный техникум, работал на механическом заводе, в МТС Первомайского района Тамбовской области. В 1969 году окончил Уральский политехнический институт, пять лет работал инженером на заводе в городе Свердловске (ныне – Екатеринбург). В 1974 году переехал в Воронеж. До выхода на пенсию работал инженером-конструктором на заводе строительных алюминиевых конструкций. Скончался 7 ноября 1996 года.

В сентябре 2002 года Первомайской средней общеобразовательной школе № 2 было присвоено имя Героя Советского Союза Кочерова Виктора Фомича.

Награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1 и 2 степеней, Славы 3 степени, медалями.

Командир 1-го батальона гвардии капитан Юрий Иосифович Онусайтис принял решение, что первой через Неман должна переправиться рота гвардии старшего лейтенанта Алексея Павловича Сапожникова. В группу разведчиков из пяти человек вошли: гвардии сержанты Иван Петраков, Виктор Кочеров, Александр Моисеев, рядовые Петр Кожин и Степан Васечко. Им поставили задачу – высадиться на западном берегу, захватить плацдарм и удержать его до подхода подкрепления. Переправа проходила в очень тяжелых условиях. Об этом хорошо рассказал бывший военный корреспондент Евгений Воробьев в очерке «Пятеро в лодке».

Над рекой опускался туман. Казалось, что у Немана нет противоположного берега. Впереди одна водная гладь, в которой иногда просвечивались сквозь туман верхушки сосен на другом берегу. Все пятеро подошли к лозняку, где была спрятана надувная лодка. Разделись донага, подпоясались, прихватив поясом ремни автоматов, подвесили гранаты, запасные диски.

«Всем в лодку»,– приказал Петраков. Грести веслами было поручено широкоплечему Степану Васечко. Поближе к нему уселись Кожин и Кочеров. Александр Моисеев – самый старший из них – примостился на носу лодки.

Сильное течение относило лодку в сторону. Все время приходилось грести против течения. Вот уже показались сосны и обрывистый берег. Вскоре немцы обнаружили лодку, и вокруг засвистели пули. Одна из них попала в весло, вторая – в резиновый борт. Из надувной лодки начал выходить воздух. У Александра Моисеева был индивидуальный пакет, и он попытался заткнуть им пробоину. Пули продолжали сечь воду, одна из них попала в ногу Моисееву. Ураганный огонь противника ежеминутно грозил гибелью переправлявшимся. Кроме того, они тянули канат, конец которого необходимо было доставить на западный берег. Только держась за него, бойцы смогут форсировать Неман в сырой одежде и сапогах, с оружием и боеприпасами.

Между тем воздух продолжал выходить из лодки. Она стала дряблой и все больше опускалась в воду. До берега оставалось метров сорок, было принято решение покинуть лодку и добираться вплавь. Вот, наконец, и злополучный берег. Петраков облюбовал толстую сосну и обвил вокруг ствола канат. Кожин и Петраков заняли оборону в пустых немецких окопах, а Кочеров и Васечко спрятались в валежнике с другой стороны. Раненный в ногу Моисеев остался внизу.

На рассвете они встретили проходящих с большим количеством котелков двух фельдфебелей и огнем из автоматов уничтожили их. На поднявшийся шум прибежал немецкий офицер, который тоже был убит. Немцы, обнаружив присутствие красноармейцев, открыли сильный пулеметный и минометный огонь по месту высадившихся гвардейцев. Тогда наши смельчаки начали подавать сигнал своим артиллеристам на восточный берег, указывая местонахождение огневых точек противника и корректируя артогонь.

Несмотря ни на что, переправа через Неман продолжалась. Кто плыл на сколоченном на скорую руку плоту, перебирая руками канат, не умеющие плавать на всякий случай привязали себя к нему. Верхом на бревне примостился связист, у которого за правую ногу был привязан телефонный провод. Вдобавок, переправа проходила под шквальным пулеметно-минометным и артиллерийским огнем с обоих берегов. Самостоятельно переплыл Неман капитан Онусайтис и принял на себя руководство боем. Он был без сапог, волосы, намокшие от крови, прилипли ко лбу. К нему подбежал Петраков и доложил о выполнении приказа. Комбат тут же распорядился: «У берега привязан к канату пустой плот. Садитесь все пятеро и отправляйтесь на тот берег. Старшина оденет вас – согреетесь и отдохнете».

Благодаря исключительному мужеству, героизму, проявленному при форсировании реки Неман со стороны первых высадившихся гвардейцев полк выполнил задачу. Он переправился на западный берег и захватил достаточно большой плацдарм для развития дальнейшего наступления.

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии