Бас Борис Михайлович

Найти информацию на «Мемориале»

Бас Борис Михайлович

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 60
Бас Борис Михайлович (20.01.1920 – 18.12.1993 г.) подполковник медицинской службы.
Родился в Ленинграде, в семье инженера и врача. После окончания школы в 1937 году выдержал огромный конкурс и поступил в Военно-медицинскую Академию им. С.М. Кирова. Однако окончить обучение ему пришлось совершенно не так, как он планировал.
В ясное, теплое воскресное утро 41-го года, молодой Боря Бас, будучи студентом четвертого курса, шёл по Невскому проспекту. Здесь его и настигло известие о начале войны.
Студентам-четверокурсникам пришлось в сжатые сроки изучить материалы выпускного курса, и уже через три месяца Борис Михайлович Бас был направлен на Ленинградский фронт старшим врачом полка. В его обязанности входили сортировка, лечение и кормление раненых. Немецкая авиация специально выслеживала и уничтожала медицинские пункты, и в целях маскировки военным медикам даже приходилось отказываться от медицинских знаков-обозначений медсанбатов. Но бомбёжки были не самым страшным бедствием. Настоящим ужасом стала блокада Ленинграда фашистскими войсками. Было практически нечем кормить раненых. Борис Михайлович на всю жизнь запомнил благодарность в глазах бойцов в те минуты, когда удавалось дать им ложку каши сверх нормы. Позже, уже в мирные годы, он признавался, что всю войну ему снился единственный сон, где он один ест целую буханку хлеба.
Победу Борис Михайлович встретил в родном Ленинграде, и, помимо Дня Победы, всю жизнь отмечал ещё одну памятную дату – снятие Блокады 27 января 1944 года. Увы, святой день Девятого мая не стал для Бориса Михайловича последним днём войны. Вместе с сотнями тысяч других военнослужащих он был переправлен в Маньчжурию, где шли ожесточённые бои с японской императорской армией, пытавшейся захватить весь Дальний Восток. Эта война зачастую остаётся полузабытой, но не для тех, кто с боями, попутно борясь с холерой и тифом, пробивался через Гоби и Хинган. Борис Михайлович посвятил этим страшным дням проникновенное стихотворение:

Ликовали, выпивали, изливали свой восторг,
В это время эшелоны уходили на восток.
Мчался поезд с перестуком по ночам да по ночам.
Без особых приключений в Забайкалье нас примчал.
Только здесь мы вдруг прозрели, вняли истину одну,
Что приехали мы снова на проклятую войну.
Загорелые, худые, с болью незаживших ран,
Мы, солдаты, выполняли пакты Ялта-Тегеран.
Сколько мы тогда ни бились, прорываясь сквозь пески –
Буксовал на месте «виллис», «студдебеккер» вовсе скис.
Ни травинки, ни лесинки, дюны, ветер бьёт в лицо.
Лучший транспорт в той пустыне, ноги а не колесо.
Ни кому не пожелаю, ни друзьям, и ни врагам,
Под палящим солнцем топать через Гоби и Хинган.
Бился яростно и злобно – бился насмерть самурай.
Если насмерть, если надо, то ложись и помирай!
Мы опять друзей теряли – ночью сходу взят Хайлар.
Путь наш долог, но с победой вывел в город Цицикар.
В Цицикаре отдохнули, надышались тишины,
И уехали навеки с ненавистной той войны.
Молодые и живые мы в Россию добрались,
И тогда лишь стало ясно, что такое слово «ЖИЗНЬ».

После войны Борис Бас служил в Забайкальском военном округе. Позже преподавал в Военно-медицинской Академии в Ленинграде, пять лет отслужил главврачом дивизии на Сахалине, снова вернулся в Ленинград, в родную Академию, а с 1959 по 1986 год работал на военной кафедре Челябинского медицинского института, преподавая ОТМС (организация и тактика медицинской службы). Он запомнился студентам и преподавателям, как гармоничная личность. Борис Михайлович был не только красив внешне: помимо правильных черт лица и густых волнистых волос, он обладал безукоризненным телосложением и военной выправкой. Его яркая внешность сочеталась с глубоким интеллектом, широтой интересов, прекрасным образованием, воспитанием, большим фронтовым и жизненным опытом.
Его ораторские данные привлекали студентов. Глубина понимания предмета и простота его изложения помогала студентам не просто слушать, но и применять полученные знания в чрезвычайных ситуациях мирного времени. В июне 1989 года, после страшной Ашинской трагедии, многие врачи, участвовавшие в ликвидации её последствий, рассказывали Борису Михайловичу о том, как сильно пригодились им его лекции и практические занятия.
За храбрость, мужество, стойкость, верность врачебному долгу, проявленные на фронте, Борис Михайлович имеет многочисленные награды: два ордена Красной звезды, орден Красного знамени, орден Отечественной войны I-й степени, медали за победу над Германией, Японией и др. Однако больше всего он дорожил медалью «За оборону Ленинграда» и до конца своих дней считал себя ленинградцем.

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии