Мязин Георгий Петрович

Найти информацию на «Мемориале»

Мязин Георгий Петрович

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 107
*…Седьмого июня 1941 года меня призвали в армию на переподготовку. Через 45 дней я собирался вернуться домой. Но через две недели началась война. Гитлеровская Германия прервала мирный труд советских людей. По железной дороге наша дивизия была переброшена в район города Киева. Мой первый бой был 18 июля 1941 года, где наша дивизия пыталась остановить немца и не допустить его в город Киев. Но фашисты имели численное превосходство в живой силе и технике, поэтому мы вынуждены были перейти к обороне. К 18 сентября советские войска оборонявшие Киев, оказались в окружении. Наша части пошли на прорыв, но дивизион, в котором я служил, был разгромлен под городом Борисполем. Группой по 5 человек мы выбирались из окружения. 4-го октября нам удалось добраться до советских войск.
В декабре 1941 года я вновь на фронте. И снова наш полк попадает в окружение. Это случилось в июле 1942 года. При прорыве из окружения, когда мы расстреляли все патроны, нас, оставшихся в живых захватили в плен. Всех пленных согнали в село Боровое. Построив нас колонной, гитлеровцы вывели из строя евреев, отвели в сторону на несколько метров, заставили их выкопать яму и расстреляли на глазах у всех военнопленных. Через несколько минут нас погнали на запад. В течение 5 суток нам не давали ни пищи, ни воды. Тех, кто от истощения падал, конвоиры расстреливали. Через 5 дней нам дали по пол-литровой банке горохового супа и погнали дальше. Когда мы проходили через высокую рожь, мне и начальнику нашего полка удалось сбежать. Долго мы пробирались к нашим войскам, но линия фронта откатывалась вглубь России все дальше и дальше. В городе Воронеже я попадаю в облаву. Немцы часто устраивали такие облавы, для того, чтобы задержанную молодежь отправлять на работы в Германию. В закрытых товарных вагонах с колючей проволокой на окнах нас привезли в Лотарингию для работы в шахтах. Началась каторжная работа.
Лагерь военнопленных находился на территории шахты, был обнесен двумя рядами колючей проволоки и охранялся часовыми с собаками. Кормили нас очень плохо. На завтрак выдавали по полкилограмма каштанового хлеба, 15г колбасы, 15г маргарина и по 1 стакану чая. В обед давали пол-литровую банку постного бульона из зеленого салата и вечером – по 4-5 картошек не крупнее яйца, вареных в мундире и 50г бульона из улиток. Работу мы должны выполнять по норме больше, чем вольнонаемные шахтеры. За смену вывезти из шахты 12 тонн руды. При таком питании силы военнопленных с каждым днем все больше таяли.
На мое счастье рядом со мной работал поляк, который жил в Лотарингии и тоже, как я ненавидел фашизм. Он часто со мной делился обедом и помогал выполнить дневную норму. Тех, кто не выполнял норму, оставляли работать до тех пор, пока не вывезут 12 тонн руды. Вскоре я узнал, что мой польский товарищ тайно слушает по радио Швейцарию. Стараясь поднять нам настроение, он ежедневно рассказывал о событиях на фронте, о том, какие города освобождала Советская Армия. Мы, в свою очередь, тоже старались помочь Родине и часто грузили на вагонетки породу, вместо руды.
Многие пытались из лагеря сбежать, но редко кому это удавалось. Пойманных фашисты избивали до полусмерти и опять привозили в лагерь, где большинство из них умирало от побоев, через несколько дней. В 1944 году, когда у фашистов на фронте дела стали плохи, в нашем лагере оставили небольшую охрану, остальных отправили на фронт. В 4 часа ночи, 18 мая 1944 года, мы, четверо советских военнопленных перерезали проволоку и сбежали из лагеря. С собой мы смогли взять только соль, спички и дырявую кастрюлю. Побег был успешным. Началось долгое скитание по лесам и оврагам. Питаться приходилось ворованной картошкой и горохом, однажды мы поймали кролика. В конце лета появились яблоки, лук, черешня.
11 сентября 1944 года Лотарингию заняли американские войска. Мы вернулись в лагерь, из которого сбежали, в надежде на то, что американцы наши союзники и помогут нам добраться до Родины. Из бывших военнопленных нашего лагеря осталось лишь 30 человек из 300, те, которые смогли сбежать. Остальных пленных фашисты уничтожили.
Через несколько дней, нас увели в город Верден, во Францию. Мы надеялись, что нас отправят на Родину. Но американское командование делало все для того, чтобы мы остались за границей. Нам говорили, что Родина отвернулась от нас, вербовали работать на американцев, плохо кормили и держали за колючей проволокой. Однажды, чтобы унизить нас, хотели силой одеть советских граждан в немецкую форму. За отказ нас не кормили несколько дней. Но сломить нашу волю им не удалось. Нескольким нашим товарищам удалось выбраться на волю и связаться с Военной Миссией СССР в Париже. Вскоре к нам приехали подполковники Советской Армии Мельников и Малюга с прошением об освобождении российских солдат. Но американское командование не торопилось освобождать нас, продолжали унижать военнопленных. После того, как подполковник Малюга пригрозил американскому представительству тем, что военнопленные поднимут мятеж и захватят город, разоружат американцев, только тогда нас впервые накормили досыта и отправили в Советский Союз. 15 апреля 1945 года мы на пароходе прибыли в город Одесса. Здравствуй, Родина!..*

*… из воспоминаний Мязина Г.П.(1913- 1994)

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии