Хлопцев Василий Павлович

Найти информацию на «Мемориале»

Хлопцев Василий Павлович

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 181
Король Норвегии Харальд V прислал письмо: «В эти дни вы вспоминаем события 60-летней давности, когда солдаты Красной Армии пересекли границу Норвегии и освободили северные районы нашей страны от нацистских оккупантов. Освобождение произошло в ходе тяжелых и кровопролитных боев с большими потерями советских солдат, в том числе на норвежской земле. Все норвежцы глубоко и искренне благодарны храбрым солдатам Красной Армии за их вклад и понесенные ими потери. 60 лет тому назад норвежцы и русские стояли бок о бок в борьбе против общего врага. Драматические события 1944 года стали частью нашего общего исторического наследия. Сегодня норвежцы и русские мирно сотрудничают во имя достижения лучшего будущего для наших народов». А я хочу рассказать об одном из магнитогорцев, кому персонально адресовано это благодарственное королевское спасибо.
Июнь рокового сорок первого юный Вася Хлопцев встретил, будучи многообещающим станочником-фрезеровщиком основного механического цеха Магнитогорского металлургического комбината имени Сталина. Правда, это имя не вызывало в нем никаких патриотических чувств и ассоциировалось только с неправедными идеологическими расправами. Но когда Верховный Главнокомандующий объявил Отечество в опасности, тут уж было не до выяснения отношений. Цех в считанные часы опустел и вот уже Вася в числе первых сотен мобилизованных Магнитогорска отправился товарным эшелоном в Челябинск. Через две недели магнитогорцы оказались в чудесном городке на Свири – Лодейном поле. Дальше на баржах поднялись до села Девятины Вытегорского района, вблизи которого и расположился лагерь. На арке ворот их встретил огромный аншлаг: «Дадим Волго-Балтийский канал в марте 1943 года!”. Все работы на канале, конечно, были прекращены и ребят переправили под Ленинград, в Чудово. Красные командиры чрезвычайно внимательно отнеслись к комплектованию частей из новобранцев. Мастер-золотые руки Хлопцев был определен в саперы. Cапер ошибается один раз в жизни. Фрезеровщик-сапер Хлопцев не ошибся за 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны ни разу.
Часть приступила к сооружению оборонительных рубежей - противотанковых рвов, дотов, дзотов. Магнитогорцы влились в 67-й отдельный инженерно-саперный батальон. Несмотря на первые поражения на фронте, моральный дух оставался непоколебим, они верили в силу советского народа, в то, что удастся переломить ход войны в свою пользу. После контрнаступления под Москвой эта вера переросла в убежденность, что Победа станет лишь делом времени. Батальон являлся резервом Северно-Западного фронта и потому то и дело перебрасывался с места на место. Приходилось минировать и разминировать, строить мосты, наводить переправы. Иной раз давались задания по ту, безнадежную, сторону грани жизни и смерти. Ночь хоть выколи глаза. Минеры работают вслепую, фашистские захватчики слышат шорох и истошно орут: «Рус, капут!”. Выпустят осветительную ракету – тут уж сровняйся с родной земелькой и забудь о своем карабине, позже – 72-зарядном Калашникове. Геройство не в обмене на конкретного супостата. Отдача сапера с установленным комплектом противотанковых мин стократ выше. Потери среди своих были ошеломляющи, но и действовали крайне отрезвляюще. Нет, страха не было. Вернее, он преодолевался с приходом опыта. А еще все более усовершенствовавшихся миноискателей. Васю поначалу ценили, когда раздавал пайку положенной махорки (дома не курили ни дед, ни отец), но потом по-настоящему оценили за маленькие и большие профессиональные хитрости, стоившие сохраненных жизней многим и многим однополчанам. Особенно много сил было отдано строительству дороги через топкое болото Невий Мох. Дорога состояла из бревенчатых настилов и служила для танков и автомобилей. Это была практически единственная дорога, по которой обеспечивалось материально-техническое снабжение всего фронта.
Впереди были бои под Старой Руссой, уже в составе Прибалтийского фронта: форсирование реки Великой, наступательные действия в районе Ново-Ржева. Ох, здесь у Васи был форменный час истины! Приказ был жесток: навести понтонную переправу, а про свои укрытия …забыть. Два часа бойцы лежали на открытом поле под перекрестным обстрелом готовых к наступлению советских войск и обороняющихся гитлеровцев. Поднял Вася голову – вокруг одни воронки и трупы, трупы, трупы.…Понял, что родился в рубашке. Наступление, понятно, было сорвано. До победного боя пришлось еще сколько попотеть, устроить врагу после коварного обхода жаркий котел. Потом 67-й батальон был переформирован в 223-й и введен в состав 20-й инженерно-саперной бригады. Прибыли в Лодейное Поле. Боже мой, на месте “чудесного” городка усилиями фашистов остались одни развалины…
В составе Карельского фронта под командованием Кирилла Афанасьевича Мерецкова бригада подготовила выход к советско-финской границе. В третью годовщину войны началось наступление южного крыла Карельского фронта. Тяжелейшим участком стала быстрая, судоходная Свирь шириной 350 метров и глубиной 10 метров. В жаркий полдень после мощной артподготовки наши войска двинулись вперед, в реку – на двухстах автомашинах-амфибиях, лодках, плотах, любых плавучих подручных средствах. Под вражеским артиллерийским и пулеметным огнем наводились понтонные переправы для пропуска техники. К вечеру были наведены два моста и двадцать паромов. Главные силы, включая танки, устремились на отвоеванный правый берег. За успешное форсирование Свири всем его участникам была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего товарища Сталина, а Москва салютовала Карельскому фронту, за три дня боев освободившему 200 населенных пунктов. Батальон, в котором сражались магнитогорцы, был удостоен ордена Красного Знамени и стал именоваться Свирским. Было взято направление на Олонец, путь к которому преградило очередное из бессчетного числа топкое болото. Многие считали эту местность вовсе непроходимой. Но наши солдаты под вражеским огнем построили дорогу, преодолели болото и буквально на плечах противника ворвались в тыловую зону его укрепленного района. В конце июня Кировская (Мурманская) железная дорога была очищена от неприятеля. Столица нашей Родины вторично за неделю посылала Карельскому фронту приветственные залпы из 224 орудий. Многие магнитогорцы были отмечены за эту операцию орденами и медалями. Незаметно и уж конечно без вышеупомянутых королевских приветствий проскочили государственную границу с Норвегией, с боями дошли по побережью Северного Ледовитого океана до Киркенеса.
9 мая 1945 года батальон с оставшимися в живых магнитогорцами, в числе которого был и ефрейтор Хлопцев, встретил на подъезде к Новосибирску. И все же война для них еще не закончилась: впереди были приготовления на государственной границе в районе реки Черной, бои от Градеково до Мудандзяна.
Василий Павлович Хлопцев десятилетия после войны так же трудился станочником-фрезеровщиком в механическом цехе ММК. Построил на поселке Крылова собственными руками дом, cделал счастливой за более чем полвека их супружества Ольгу Антоновну, вместе подняли детей и внуков, никогда не расстается с гармошкой, остается безмерно веселым и даже озорным человеком. Уж он-то цену жизни знает как никто. Увы, отмечать День Победы - 2010 уже придется практически в одиночку.

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии

Хлопцев Василий Павлович: истории Героя.

# Читает Аудиозапись
1 Максим Сельницын, PR-специалист