Мягков Михаил Васильевич

Найти информацию на «Мемориале»

Мягков Михаил Васильевич

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 175
06.11.1918-08.05.1995
Тридцатые годы минувшего века стало модным безмерно хаять. Cельский пацан Миша Мягков никогда этого не делал. Хотя у него поводов для этого было, кажется, как ни у кого. Магнитка напрочь перевернула его размеренную крестьянскую жизнь. Он не выбирал свою судьбу. За него это сделала сама Родина-Россия. Так русский из Татарии, обучившись на машинистов паровоза, приступил к работе в ЖДТ на ставшем в считанные годы легендарном Магнитогорском металлургическом комбинате имени Сталина.
И вдруг грянула Великая Отечественная война. Опять выбора не было. Когда Верховный Главнокомандующий объявил Отечество в опасности, конечно, сорвался воевать за освобождение страны Советов. Цехи комбината и железнодорожные помещения на глазах пустели и вот уже Мишу в числе первых сотен мобилизованных Магнитогорска отправляют товарным эшелоном в Челябинск. Потом оказался в чудесном городке на Свири – Лодейном поле. Дальше вверх на баржах. На арке ворот лагеря висел аншлаг: «Дадим Волго-Балтийский канал в марте 1943 года!”. Все работы на канале были прекращены и ребят переправили под Ленинград. Красные командиры при комплектовании частей из новобранцев определили Мишу в связисты. Часть приступила к сооружению оборонительных рубежей - противотанковых рвов, дотов, дзотов. Батальон являлся резервом Северно-Западного фронта и потому то и дело перебрасывался с места на место. Приходилось минировать и разминировать, строить мосты, наводить переправы. Особенно много сил было отдано строительству дороги через топкое болото Невий Мох. Дорога состояла из бревенчатых настилов и служила для танков и автомобилей. Это была практически единственная дорога, по которой обеспечивалось материально-техническое снабжение всего фронта. Впереди были бои под Старой Руссой, уже в составе Прибалтийского фронта: форсирование реки Великой, наступательные действия в районе Ново-Ржева. Ох, здесь у Миши был форменный час истины! Приказ был жесток: навести понтонную переправу, а про свои укрытия …забыть. Два часа бойцы лежали на открытом поле под перекрестным обстрелом готовых к наступлению советских войск и обороняющихся гитлеровцев. Поднял Миша голову – вокруг одни воронки и трупы, трупы, трупы.…Понял, что родился в рубашке. Потом батальон был переформирован и введен в состав инженерно-саперной бригады. Прибыли в Лодейное Поле. Боже мой, на месте “чудесного” городка усилиями фашистов остались одни развалины…В составе Карельского фронта под командованием К. Мерецкова бригада подготовила выход к советско-финской границе. В третью годовщину войны началось наступление южного крыла Карельского фронта. Тяжелейшим участком стала быстрая, судоходная Свирь. В жаркий полдень после мощной артподготовки наши войска двинулись вперед, в реку – на двухстах автомашинах-амфибиях, лодках, плотах, любых плавучих подручных средствах. Под вражеским огнем наводились понтонные переправы для пропуска техники. К вечеру были наведены два моста и двадцать паромов. Главные силы, включая танки, устремились на отвоеванный правый берег. За успешное форсирование Свири всем его участникам была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего товарища Сталина, а Москва салютовала Карельскому фронту, за три дня боев освободившему 200 населенных пунктов. Батальон был удостоен ордена Красного Знамени и стал именоваться Свирским. Было взято направление на Олонец. Многие считали эту местность вовсе непроходимой. Но наши солдаты под вражеским огнем построили дорогу, преодолели болото и буквально на плечах противника ворвались в тыловую зону его укрепленного района. В конце июня Кировская (Мурманская) железная дорога была очищена от неприятеля. Столица нашей Родины вторично за неделю посылала Карельскому фронту приветственные залпы из 224 орудий. Незаметно проскочили государственную границу с Норвегией, с боями дошли по побережью Северного Ледовитого океана до Киркенеса.


Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии