Вакилов Гаибназар Мавлявеевич

Найти информацию на «Мемориале»

Вакилов Гаибназар Мавлявеевич

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 107
Весной 1925 года в деревне Борисово родился в семье Вакиловых крепкий и здоровый мальчик – Вакилов Гаибназар Мавлявеевич - мой дедушка. Время шло своим чередом, вот и семь классов школы окончены.
Пришла пора начинать трудовую жизнь: в те годы рано шли работать. Стал тринадцатилетний Гаибназар пасти колхозных телят. Год проработал в колхозе «Герб», а в 1940 году молодого парня в принудительном порядке, по разнарядке свыше, послали в город Карабаш, на учебу в фабрично-заводское училище. Тогда не спрашивали, хочешь ты или не хочешь стать «фэзэушником», Родина не баловала своих граждан, куда надо, туда и направляла. И попробуй, не выполни предписание! Выучился мой дедушка на слесаря, по распределению попал в Челябинск, где слесарил в механическом цехе вплоть до 1943 года.
Давно уже война перемалывала человеческие жизни и судьбы. Пришел черед и моему дедушке окунуться в ее огненный смерч. И долгих семь лет не снимал он военную форму. Освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Чехословакию, Польшу Австрию…Судьба хранила молодого парня от погибели, хоть и ранен был трижды, и контужен. Не из трусливых оказался мой дедушка.
Однажды в штурме вражеских дотов выбыл из строя командир взвода. Мой дед взял командование на себя, обеспечил прорыв обороны врага на своем участке, за что и был награжден орденом Славы III степени. Или вот другой случай из его фронтовой жизни. Это было в Венгрии. Шесть разведчиков переправились ночью через реку на вражеский берег, перебили всех немецких солдат, оборонявших этот участок передовой линии фронта. Захваченный плацдарм вместе с пушками, пулеметами удерживали смельчаки два дня, отражая психические атаки немцев, пытавшихся вернуть утраченные позиции. Эта боевая операция позволила батальону и полку форсировать водный рубеж без потерь. За это, дедушка был награжден орденом Боевого Красного Знамени и орденом Отечественной войны I степени. И после войны служил он солдатом в армии, пока, подросшие мальчики не сменили опаленных войной мужчин.
Уходил на войну в 1943 молоденький мальчик Гаибназар, а вернулся возмужалый, опытный, много повидавший, зрелый мужчина. Гаибназар Мавлявеевич - полковник в отставке, имя его занесено в областную Книгу Памяти 1941-1945 годов. В честь моего дедушки названа одна из Кунашакских улиц - улица ВАКИЛОВА.


С самого раннего детства я, мои братья и сестры слушали дедушкины рассказы о войне и восхищались его стойкостью и храбростью, читали его дневник, который он начал вести почти сразу после окончания войны. Мне запомнился один из рассказов…

В Карпатских горах, в Венгрии, первый батальон 127-го гвардейского стрелкового полка был собран по тревоге. Посадив всех Солдатов вокруг себя, командир полка сообщил, что батальон направляется в глубокий тыл врага для выполнения рискованного особого задания. Проинформировал их о том, что по единственной основной дороге, через карпатские горы, в западном направлении по территории Венгрии движется крупная группировка гитлеровцев, что они торопятся быстрее выйти из стесненных условий гор на простор. Командир поставил задачу «перерезать» и оседлать эту дорогу, предупредил, что при марше громко не разговаривать, не кашлять, не курить, не разжигать костры. Он сказал, что в горах много беглых вражеских солдат, их надо опасаться. Напомнил им, что от соблюдений этих требований зависит судьба выполнения важнейшей операции и , в конечном счете, их жизнь. На сборы командир дал один день и пожелал успеха, и остаться живыми.
Сразу же началась подготовка: минометы, пулеметы, ПТРы – противотанковые ружья, боеприпасы навьючили лошадей, а лошадям на головы надели мешки, что бы не ржали. Солдатам дали сухой поек - ржаные сухари, полный комплект боеприпасов. Так в августе 1944 года батальон пошел через горы и долины по сухому девственному лесу в неизвестность. Во время похода комбат поддерживал контакт с личным составом через связных. Впереди батальона двигались солдаты – разведчики, включая моего дедушку, постоянно информируя комбата об обстановке. Шли тихо, как тени. Если попадались на свою беду люди, кто бы они ни были, то живых свидетелей не оставляли. Такая участь постигла двух венгерских и одного немецкого солдат, которые скрытно следовали и наблюдали за ними. А находящихся в бегах югославского и румынского солдат взяли с собой.
На вторые сутки похода, пройдя 40 километров, батальон остановился над дорогой, проходящей между двумя сопками, с голыми и крутыми скалистыми склонами, узким проходом, напоминающим горловину и уменьшающим проходную способность дороги. На одной из этих сопок мой дедушка и другие солдаты сразу стали зарываться в землю, в полный рост. Все аккуратно маскировали. Ниже дорого была как на ладони, все хорошо просматривалось.
И вот они с тревогой стали ждать подхода вражеской колонны. Наших солдат строго предупредили, что бы до красной ракеты они не открывали огонь. Через несколько часов услышали глухой гул и лязг гусениц тяжелой техники. Затем показалась легковая машина, а за ней танк. Как заметил мой дедушка, даже на войне соблюдались немецкая пунктуальность и аккуратность. Как только голова колонны достигла самого узкого участка дороги, взвилась красная ракета. И мой дедушка, и его товарищи-сослуживцы немедленно открыли шквальный огонь из всех видов оружия. Внезапный удар создал суматоху и парализовал волю к организованному сопротивлению. Началась губительная паника. В тесном ущелье техника оказалась беспомощной, не способной к боевым действиям. А когда подожгли передние танки, дорога вперед оказалась закупоренной, остальные пытались безуспешно повернуть назад, тем самым, создавая неразбериху. Задние ряды напирали на передние, не зная, что там происходит, осложняя без того невыгодную позицию. Руководство колонной нарушилось, все смешалось. В результате танки, бронетранспортеры и самоходные орудия, стремясь выйти из западни, давили пехоту…
После этого боя- «самоуничтожения» врага перед глазами Солдатов предстало жуткое зрелище: горит все, что может гореть, жуткий дым. Дорога завалена трупами офицеров и солдат. Чудом уцелевшие вояки стояли с поднятыми руками, прося пощады. Фашистская военная группировка была уничтожена батальоном без единой потери в личном составе со стороны наших солдат.

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии