Дудник Николай Порфирьевич

Найти информацию на «Мемориале»

Дудник Николай Порфирьевич

Город размещения фотографии на "Стене памяти": Челябинск, конструкция № 60
Мой дед родился в 1926 году в селе Кивачивка Винницкой области в Украине, его звали Николай Порфирьевич Дудник. Когда немцы оккупировали Украину, ему как раз исполнилось 16 лет.
Всех молодых и здоровых фашисты угоняли на работы, отправляли в концлагеря. Николая также схватили и отвезли в переправочный пункт, находящийся в пятнадцати километрах от его родного села. Там всех заперли в бывшем сарае для скота. Тогда его спас отец. Он пробрался к сараю ночью, выломал там окно с решеткой и освободил всех.
Затем дед скрывался от фашистов в вырытой яме, прикрытой по легенде навозом, куда мать приносила ему еду и питье. Однако в деревне ничего не скроешь, и свои же предали его, и деда опять схватили. На этот раз его отправили на каменный рудник на работы. Оттуда ему помогли бежать старшие товарищи, ему сказали: ты еще молодой, тебе надо жить, беги. Во время перегона людей, пока охранники отвлеклись, он побежал, все время ожидая выстрела в спину, однако ему удалось уйти целым и невредимым. После побега он партизанил. В это время он получил ранение осколком гранаты.
Когда в Украину пришли освободительные российские войска, дед вступил в них добровольцем. Он был артиллеристом и пулеметчиком, участвовал в освобождении Польши. Затем его откомандировали обратно на Украину, где он усмирял бендеровцев, вставших на сторону фашистов. В это время он встретил бабушку и женился на ней.
Служил некоторое время на Кавказе, командовал ротой. Там не было тех межнациональных противоречий, которые есть сейчас, потому что Сталин все решил кардинально – просто взял и выселил большинство населения. Здесь у него родились две дочери – моя мать и тетя. Тогда в доме, где он жил, произошел пожар и сгорели большинство медалей, которые он заслужил, что позднее не позволило ему получить звание ветерана.
Потом его отправили с семьей служить в Берлин. Он воспринял это как ссылку, так как Германию только освободили, там была неизвестность, разрушения и запах войны. Ехать туда с семьей и маленькими детьми?. Однако все оказалось лучше, ведь на советской части Берлина строили показательный социализм. Это делалось для Западной части, которой уже помогали США. В Восточной части Берлина офицерам платили лучше и было то товарное изобилие, которого не было в СССР. Здесь они укрепили свою материальную базу.
После шести лет службы его хотели отправить обратно на Кавказ. Тут взмолилась моя бабушка, куда угодно, только не туда, хоть на Урал, хоть в Сибирь. Так они оказались в Челябинске, где и родилась я.
После этого он прожил долгую жизнь, успел послужить в Африке в Уганде, в конце жизни преподавал на военной кафедре, а также обучал стрельбе. Команда под его тренерством заняла второе место по России.
Умер в 1998 году, похоронен по воинскому обычаю.

Добавить артефакт к фотографии
Добавить историю к фотографии